ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24    RU

Компетенции будущего – это владение языками и понимание культурного кода той или иной страны, что создаёт дополнительные возможности самореализации в проектах международного уровня. За более чем 30-летнюю историю развития в ЧОУ «София» сложилась уникальная система обучения детей иностранным языкам, в особенности английскому, на основе авторских методик и творческого игрового подхода. Опыт частной школы, ставшей образовательной площадкой Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, сегодня перенимают учителя со всего региона в рамках программы переподготовки.
О том, как работает ЧОУ «София», Leaders Today рассказали его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

Что такое кросс-культурные компетенции и зачем они нужны учащимся?

Инна Сергеевна Ногаева, заведующая кафедрой английского языка, учитель английского языка высшей квалификационной категорииКросс-культурные компетенции – это способность человека эффективно взаимодействовать с людьми из разных стран, учитывая их культурные особенности и различия в менталитете. Последнее время работодатели всё чаще ищут сотрудников, обладающих данными навыками, потому что они могут продуктивно работать в международных проектах, находить общий язык с коллегами из других государств. Формирование кросс-культурных компетенций важно начинать уже со школы. В «Софии» эта работа ведётся на протяжении всего курса обучения английскому языку, с начальной школы и до 11 класса. На уроках дети узнают о культуре разных стран из учебной и художественной литературы, а также имеют возможность сравнивать обычаи людей, живущих за рубежом, со своими традициями.
Разнообразные методы, приёмы и средства обучения, а также личностно-ориентированный подход в работе с детьми создают не только благоприятную среду для развития коммуникативных навыков, но и лучшие условия для формирования других индивидуальных способностей и интересов учащихся. Это проявляется в организации нестандартных уроков, таких. как уроки-ролевые игры, создание мультклуба в начальном и среднем звене, киноклуба – в старшей школе, проведение уроков-праздников, интеллектуальных игр и литературных гостиных на английском языке.

Формирование кросс-культурных компетенций важно начинать уже со школы

Как происходит знакомство с иностранным языком и адаптация первоклассников к новым условиям изучения английского в школе?

Юлия Евгеньевна Барышникова, учитель английского и немецкого языков высшей квалификационной категорииСвоё знакомство с языком дети начинают на подготовительных курсах. В первом классе это кружок «Весёлый английский», который проводится два раза в неделю и является обязательным к посещению. С 2 класса начинается основной курс изучения предмета с нагрузкой три урока в неделю. Постепенно к старшим классам количество занятий увеличивается и к 11 классу составляет уже пять уроков в неделю для всех обучающихся и два урока в неделю для посещающих электив по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Главное в адаптационный период – формирование устойчивой заинтересованности ребёнка в изучении английского, а для этого необходимо создать доброжелательную обстановку на уроке, поощрять даже минимальные успехи, задействовать разные виды игровой активности. Всё это в будущем поможет избежать психологического барьера и комплекса при разговоре на иностранном языке. К слову, на базе школы функционируют и дополнительные образовательные программы по изучению других языков, в частности, французского и немецкого.

Работает ли «София» с носителями языка?

Алиса Валерьевна Толмачева, учитель английского языка первой квалификационной категорииЗанятия с носителем английского – это прекрасная возможность изучить настоящий, живой язык, проникнуться культурой той среды, из которой вышел преподаватель. В рамках долгосрочного проекта Through Cultures to Understanding на протяжении нескольких лет школа плодотворно сотрудничает с преподавателями из Великобритании, США, Индии, Франции, Китая, Сирии, которые проводили у нас не только уроки, но и мастер-классы, творческие мастерские.
Пять лет назад другом нашей школы стал учитель из Нигерии – Майкл Доротола. Он рассказал много интересного о своей стране, жизни подростков, местном фольклоре. На занятиях с Майклом дети играют в подвижные игры нигерийских школьников, знакомятся с нигерийским кинематографом, учатся расписывать ткань с нигерийским орнаментом и даже читать английский рэп. Нестандартные уроки с Доротолой – одни из самых любимых у софийцев, ведь на них школьники играючи совершенствуют свои речевые навыки и успешно преодолевают языковой барьер.

Большое внимание в формировании у учащихся кросс-культурных компетенций вы уделяете и внеурочной деятельности, которая в «Софии» всегда очень насыщенная. Расскажите о наиболее ярких форматах, показавших свою эффективность.

Инна Аркадьевна Долганова, учитель английского языка высшей квалификационной категорииВся внеурочная деятельность нашей школы направлена на формирование поликультурного сознания учащихся, расширение их лингвистического кругозора, воспитание толерантного отношения к культуре разных стран, а также умения рассказать о своей стране. Для достижения этих целей мы нередко обращаемся к традиционным видам искусств — театру и кино. Так, в театральную деятельностьшкольники вовлечены на протяжении многих лет, на школьной сцене сыграно множество спектаклей на английском языке по классическим и современным пьесам. Под руководством учителей были сняты фильмы «Гарри Поттер. 20 лет спустя», «Айболит», «Маугли», «Подводная братва», «По следам бременских музыкантов», где ребята выступали не только в роли актёров, но и сценаристов, постановщиков, режиссёров, дизайнеров, операторов и т. д. После просмотра фильма ученики-актёры организовывали серии игр и квестов, основанных на событиях фильма.
Ещё одна эффективная форма работы – издание газеты Owl Express на английском языке, отображающей хронику событий в школе. В импровизированной школьной редакции учащиеся под наставничеством педагогов и старших товарищей пробуют свои силы в написании статей, интервью.

Как обучение языку организовано в лингвистическом центре школы?

Рушания Саматовна Пономарева, учитель французского языка высшей квалификационной категорииУчителя работают по дополнительным образовательным программам: «Занимательный английский», «Занимательный французский», «Занимательный японский».
Проводятся ежегодные летние тематические
сессии, как «Не ходите, дети, в Африку гулять!»,
«100 лет тому вперед», «Путешествие в Средневековье», по которым школьники
снимают и озвучивают небольшие фильмы.
Кроме того, в лингвистическом центре
реализуются ежегодные оригинальные
межкультурные проекты с носителями
языка в рамках Международного дня родного
языка и Дня мировой культуры:
«Шапочное знакомство», «Вкалывают роботы?»,
«Мир в доме твоём».

А есть ли у учащихся возможность проверить свой уровень знания языка вне стен учебного заведения?

Фарида Хамзаевна Семина, учитель английского языка высшей квалификационной Конечно! Наши дети успешно защищают исследовательские проекты, принимают
участие в международных и всероссийских
конкурсах, выступают в качестве спикеров
на региональных семинарах для учителей английского языка.
Да и в самой школе возможностей для
творческой и любой другой
самореализации – предостаточно!
Возможность быть не только активными
участниками учебно-воспитательного процесса,
но и влиять на него позволяет нашим учащимся раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.
А, главное, сформировать позитивное отношение к собственной личности и осознать её самоценность. 


Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды Luisa Spagnoli
Благодарим за помощь в проведении съемки отель Domina

630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94
e-mail: nousophia@ngs.ru
sophia.edusite.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Наталья Головинская