Гармонь – символ и душа России

1 / 24     RU
Гармонь – символ и душа России
Николай Андреевич Примеров гармонист, педагог, просветитель, музыкальный и общественный деятель

Указом президента Российской Федерации В. В. Путина высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» присвоено известному новосибирскому музыканту Николаю Андреевичу Примерову. Награду в День Конституции России музыканту вручал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

LT: Николай Андреевич, что вы чувствуете в связи с получением высокой награды, какие важные жизненные и профессиональные итоги она подводит?

Ю. Г. МарченкоНИКОЛАЙ ПРИМЕРОВ: Чувствую радость за себя и команду единомышленников-добровольцев, благодаря которым мы смогли создать в Новосибирске Маланинское народно-музыкальное движение всероссийского масштаба. Значит, последние тридцать семь лет мы шли правильным курсом, делая на общественных началах всё возможное и невозможное для пробуждения, сохранения прославления и развития народных музыкальных традиций. Ведь культура в нашей жизни определяет всё: и нравственность, и патриотизм, и национальную идентичность. Особенную, смыслообразующую роль в этом плане играет именно самобытное русское народное искусство, отображающее единство материальной и духовной сторон существования нашего народа.

Культура в нашей жизни определяет всё: и нравственность,
и патриотизм, и национальную идентичность

Я употребил популярное ныне слово команда. Без неё и самым способным людям серьёзных дел не сделать. И тут особое слово хочу сказать о Юрии Григорьевиче Марченко, известном общественном деятеле, кандидате исторических наук, докторе культурологии, профессоре, заслуженном работнике высшей школы Российской Федерации. Это широко эрудированный человек с тремя профессиональными образованиями, в том числе и с музыкальным. Когда я, будучи ещё молодым человеком, шёл к нему, чтобы подарить свою книгу об И. И. Маланине, то думал, как бы  привлечь близкого мне по духу профессора к тесному сотрудничеству. И мне это удалось. Около 30 лет Юрий Григорьевич был наравне со мной и председателем жюри, и сопредседателем оргкомитета Международного Маланинского конкурса-фестиваля. Его облагораживающее влияние на ход всех наших дел трудно переоценить.

Судя по названию движения, большое влияние на вас оказало творчество легендарного незрячего сибирского баяниста-самородка Ивана Ивановича Маланина. Расскажите, как это знакомство изменило вашу жизнь и жизнь музыкантов-народников по всей стране? 

Я не был знаком с Иваном Ивановичем лично: когда он ушёл из земной жизни, мне было десять лет. Но когда я заканчивал Новосибирское музыкальное училище по классу баяна, мой замечательный педагог Анатолий Александрович Михайлов посоветовал мне посетить только что созданный в городе клуб баянистов, который посещали корифеи сибирского баяна. На одной из таких встреч я познакомился с дочерью Маланина – Татьяной Ивановной. Мы стали общаться, и она много рассказывала мне о своём отце. Меня настолько сильно заинтересовала история Ивана Ивановича, что я побывал на его родине в посёлке Троицком Иркутской области. По результатам этой поездки и долгой собирательской работы в 1995 году у меня вышла книга о русском баянисте, аккомпанировавшем Руслановой и Утёсову, а радиопередачу «Огонь по врагу» с его главным участием в годы войны слушали с таким же вниманием, как и сводки с фронтов.
А к 90-летию Маланина у меня появилась идея провести в Новосибирске, где он жил и работал, фестиваль. Областное управление культуры моё предложение не поддержало. В отличие от Геннадия Дмитриевича Заволокина, который сам вырос на творчестве мастера. Первый в истории концерт в честь И. И. Маланина мы провели в здании Новосибирского цирка. Событие собрало более 500 народных музыкантов со всей области и ближайших регионов, а Г. Д. Заволокин написал задушевную песню «Маланинский баян», которую прекрасно исполнил один из ансамблей.

Успех Маланинского конкурса-фестиваля был феноменальный, к нам ехали из всех уголков страны, из стран
ближнего и дальнего зарубежья

На следующий год к праздничной программе добавилась конкурсная часть, а за мероприятием закрепилось новое название «Маланинский конкурс-фестиваль»; он довольно скоро приобрёл широкую известность и международный статус. Успех конкурса-фестиваля был феноменальный, к нам ехали из всех уголков России и из стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы показать себя и посмотреть, послушать прославленных сибирских народных музыкантов. 
На фестивале гармонисты от трёх до 90 лет с участниками ансамбля «Русгард»

А в 2000-е вам пришлось доказывать право народной музыки на жизнь, притом при помощи научного подхода, к которому вы обратились. Как это вообще вышло, и что показала проделанная работа?

Идея социологических исследований, которые мы проводили в 2008–2016 годах, принадлежит моему коллеге, соратнику, профессору Ю. Г. Марченко. Его идею горячо поддержал известный учёный, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Святослав Иванович Григорьев и, конечно же, я. Кстати сказать, С. И. Григорьев – создатель знаменитой алтайской школы виталистской социологии.
После развала Советского Союза и разрушительных во всех смыслах 1990-х мы столкнулись с ситуацией неприкрытого уничижения русской народной культуры, пренебрежительного отношения к её традициям и той популяризаторской деятельности, которую мы вели от имени общественной организации – Музея сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина. В госучреждениях на наше творчество смотрели скептически, а на все предложения отвечали примерно так: «Вы докажите сначала, что гармонисты и баянисты нужны и что ваши идеи и ценности востребованы в современном мире, а потом уже поговорим».
Вот тут-то помощь учёных и понадобилась. Чтобы предоставить обоснованные доводы в защиту своей позиции, нами были разработаны специальная анкета и экспертная карта. С их помощью мы рассчитывали выяснить отношение населения современной России к народной музыке, баяну и гармони. Была проделана колоссальная работа. Всё приходилось делать вручную: печатать анкеты, экспертные карты, передавать их респондентам и экспертам во все концы нашей страны. Нам удалось обследовать 58 регионов, охватив почти 80% населения России. Но, главное, мы узнали, что в русском народе, в российском обществе в целом сохраняется пока большой интерес к народной музыке, баяну и гармони. Регулярно и достаточно часто интересуется ими более чем каждый второй житель страны (50,6% опрошенных). Есть ещё аудитория угасающего интереса – «от случая к случаю» «довольно редко» и «крайне редко». На неё приходится 39,5% опрошенных. Аудитория неустойчивая, но это не противники народной музыки, баяна и гармони. Ситуацию «рост интереса» – «падение интереса» на момент опроса можно представить как «перетягивание каната». Необходима неотложная и принципиальная коррекция культурно-политического курса, чтобы отрицательные процессы с ускорением не устремились к порогу необратимости.
По результатам исследований было издано 18 региональных монографий, а в 2021 году вышла обобщающая работа «Народно-музыкальная Россия в начале ХХI века», которую в начале 2024 года мы планируем издать повторно с актуальными дополнениями. 

Проведение уникальных для России исследований позволило вам также выстроить и собственную сеть коммуникаций, которая до сих пор влияет на жизнедеятельность Маланинского народно-музыкального движения и на всех, кто с ним связан.

Конечно, эта работа не ушла в песок, а позволила наладить продуктивные отношения с государственными и общественными структурами по всей России. Постепенно к нам стали поворачиваться и относиться лояльнее в Министерстве культуры Новосибирской области, и награда, которая пришла – яркое тому подтверждение.
До военных событий 2022 года у нас было тесное взаимодействие с Комитетами соотечественников и Центрами русской культуры и российскими посольствами за рубежом. С нашими артистами мы объехали почти всю Европу, а их музыканты становились постоянными участниками нашего Международного Маланинского конкурса-фестиваля.
Из-за санкций это направление сейчас провисло, но зато активизировалась работа в российских регионах. Такого запроса на русское традиционное искусство, народную музыку не было уже давно! Творческие коллективы, ансамбли просто нарасхват. Концерты в течение года, конкурсы, фестивали идут практически во всех регионах страны и везде нас зовут.
Благодаря, подъёму интереса к  национальной культуре понемногу налаживается и народно-художественная жизнь на селе. Так, наш Маланинский конкурс-фестиваль, прославивший посёлок Троицкий, вдохнул в него новую жизнь. В 2021 году здесь открыли Дом культуры им. И. И. Маланина, создали музей, разбили сквер и поставили красивый памятник Ивану Ивановичу. А ещё появились средства на строительство дорог и восстановление местного предприятия! В следующем году конкурс-фестиваль, которому уже 37 лет, планируем провести на родине великого баяниста.
Существенно изменился за эти годы и сам конкурс-фестиваль. В 2022 году он был приурочен к 125-летию со дня рождения И. И. Маланина и длился целый год, и за это время мы дали 125 концертов! В этом году фестиваль включает в себя обширную программу с множеством мастер-классов, лекций, выставок, а также презентаций нескольких книг, посвящённых талантливым сибирякам – продолжателям дела мастера.
Династия гармонистов

Не слишком ли оптимистичный настрой для художественного руководителя общественной организации, потерявшей недавно своё место расположения?

Я вообще ко всему стараюсь относиться со сдержанно-оптимистичной позицией. Но проблемы отрицать не буду, они есть и вполне существенные. Недавно мы, и правда, остались без места: Музей сибирского баяна и гармони им. И.И. Маланина, находившийся более десяти лет в ДК железнодорожников, руководство учреждения попросило съехать или оплачивать аренду. Как общественная организация мы не имеем такой возможности. Временно музей приютил ДК им. К. С. Станиславского, но вопрос размещения остаётся открытым.
Тревогу вызывает и программа подготовки кадров, которая пока не может покрыть острого дефицита музыкальных работников, а именно гармонистов и баянистов в районах области. Давно пора пересмотреть и саму систему обучения, в основе которой лежит навязанная нам западная модель, построенная по чуждым нам канонам. Необходимо возвращать в музыкальные, да и в общеобразовательные школы, изучение национального искусства, знакомить детей с творчеством русских композиторов, притом и наших современников – Артемьева, Зацепина, уделять внимание творчеству Маланина, Кудрина, Заволокина, Захарченко и многих других талантливых соотечественников.   

Я вижу горящие глаза детей, которые с большим интересом
и охотой идут на звуки гармони

Почти все свои концерты, проходящие в течение года в Домах культуры Новосибирска и области, а также в городских и районных школах, мы даём бесплатно. На этих встречах со зрителем я вижу горящие глаза детей, которые с большим интересом и охотой идут на звуки гармони. А ведь это потенциальные баянисты и гармонисты, которых сейчас так не хватает! Мы бы рады выступать чаще перед молодым поколением, рассказывать о нашей русской культуре и традициях, но в те же школы с их забюрократизированным режимом почти не попасть. Особенно если твоего концерта нет в заранее составленном годовом плане учебного заведения!
Сегодня сама жизнь показывает, что нужно налаживать коммуникации, убирать искусственные барьеры, тем более в такой сфере, как народное искусство, являющееся основой национальной безопасности.
Самый юный гармонист Стёпа Быструшкин

На чём сейчас держится современная народная музыка и кто лидер в этой отрасли?

Держится на всех народных инструментах, которые звучат в руках профессиональных музыкантов и самородков, а также на русской народной песне, которая всегда была неотъемлемой частью нашей национального самосознания. К сожалению, количество коллективов народной музыки заметно сократилось, времена, когда любительские ансамбли были на каждом предприятии и в каждом районном Доме культуры, давно прошли. Но не бесследно. Сегодня дело Ивана Ивановича Маланина продолжает и наш ансамбль ДКЖ «Играй, гармонь!», соруководителем которого я являюсь. Ансамблю уже 31 год. Действуют и такие народные музыкальные коллективы, как «Сибирские переборы» в ДК им. К. С. Станиславского, «Сибирские зори» в ДК Ордынского района. Достойно представляют наш регион оба ансамбля Заволокиных – «Вечёрка» и «Частушка». На федеральном уровне имеют большой вес и авторитет Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны», Русский академический оркестр Новосибирской государственной филармонии.
Иван Шулбаев

А что, по вашему мнению, способствовало бы сейчас формированию человека высокой музыкальной культуры?

Считаю, что это – национальная идентичность. Везде и во всём должно присутствовать национальное начало, а проявляться – в изучении традиций и внедрении их в жизнь, в приобщении детей к нашему богатому и разнообразному культурному наследию. Без этого у России не будет будущего, как без культурного, профессионального роста не будет и настоящего гражданина, разделяющего ценности своей Державы, защищающего своё Отечество, любящего свою Родину.              

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Андрей Бортко (портрет Н. А. Примерова) ,
Антон Медведев (портрет Ю. Г. Марченко)