Новичок в компании: инструкция по обращению

8 / 23     RU
Новичок в компании: инструкция по обращению
Алла Литвинова директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой (Новосибирск)

Что такое план адаптации сотрудника и как он помогает компании сэкономить на подборе персонала, рассказала HR-эксперт Алла Литвинова.

Во многих компаниях сегодня постоянно не хватает кадров. Даже когда подходящий соискатель найден, он может уйти уже после первого-второго рабочего дня со словами: «Спасибо, но это не моё». Такая ситуация, как правило, связана с плохо выстроенной системой адаптации, когда новый сотрудник ощущает неприятие коллектива или не знает, что ему делать, так как руководитель посадил его за стол, вручил регламенты компании, скрипты и книги по продажам и ушёл. Сейчас такой подход абсолютно не работает – необходимо живое интерактивное вовлечение специалиста в дела в первый же его рабочий день.
В системе адаптации есть несколько ключевых моментов:

  1. Гигиеническая адаптация знакомство нового сотрудника с его рабочим местом и обеденной зоной (где можно разогреть еду, налить кофе и т. д.). Важно показать новичку, где и как выключить кондиционер, где лежит ключ от его кабинета, как при необходимости сдать ключ на охрану и т. д.
  1. Социально-психологическая адаптацияпроведение велком-тренинга, который организует HR-специалист компании либо руководитель отдела/компании: знакомит стажёра с миссией компании, историей её становления, целями, стратегией развития, то есть раскрывает для человека ценностные бизнес-ориентиры.

Также важно лично провести новичка по всем отделам организации и познакомить с сотрудниками и спецификой их работы. На первой рабочей неделе можно провести круглый стол, где опытные специалисты поделятся с вновь пришедшим своей историей успеха в компании, трудностями и способами их преодоления, лайфаками и т. д.
Классный инструмент для закрепления персонала – обед с руководителем, во время которого директор может поделиться примером саморазвития через работу в компании. Благодаря такому взаимодействию новичок понимает, что его начальник – адекватный, открытый, заинтересованный в нём человек. Таким образом, чтобы сотрудник захотел остаться, нужно организовать для него максимально позитивный и эмоционально насыщенный первый рабочий день.
К вечеру важно «погладить» психику нового сотрудника, чтобы снять градус напряжения – приободрить и спросить, как прошёл его первый рабочий день.
В некоторых компаниях есть обряд посвящения – в конце первой рабочей недели каждый коллега в отделе стажёра дарит ему небольшой презент, а новичок угощает всех пирогом или тортом, желательно собственного приготовления.

  1. Профессиональная адаптация – непосредственное погружение в должностные обязанности с прикреплением наставника. Если нет наставника, то сам руководитель может сесть рядом со стажёром и позвонить клиенту, показав пример, как нужно правильно общаться с покупателями или заказчиками. Потом звонит стажёр, после чего руководитель даёт ему конструктивную обратную связь: что можно сделать лучше, а что и так получилось отлично. Таким образом, новичок получает ценный опыт на практике – здесь и сейчас, а не выискивает знания по крупицам в учебных талмудах. Молодые специалисты сегодня не настроены на долгое выяснение того, что и как нужно делать. В идеале в компании должен быть учебный центр, где стажёр в процессе отдельных ёмких тренингов может познакомиться с продукцией компании, отработкой возражений клиентов, технологией продаж, целеполаганием и т. д. 

Помимо поиска кандидатов на вакансии, HR-центр Аллы Литвиновой предоставляет услугу «HR-специалист в аренду» – наш эксперт на протяжении нескольких месяцев работает в компании клиента, занимаясь поиском необходимых специалистов и налаживая процессы их адаптации и обучения, выстраивает основу корпоративной культуры, решает возможные конфликтные ситуации и т. д.
Можно бесконечно долго искать и перебирать новых сотрудников, но гораздо проще и эффективнее сразу применить систему адаптации стажёра: это поможет новому специалисту закрепиться в компании, а компании – сэкономить время и средства на поиске соискателей.

Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды LuisaSpagnoli
Благодарим за помощь в организации фотосессии галерею интерьеров «Неоклассик»

+7-913-901-88-77
Ул. Линейная 28, офис 203
Allalitvinova.ru

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев