Люблю танцевать в космосе!

7 / 23    RU
Анна Кикина российский космонавт-испытатель отряда Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, мастер спорта по многоборью и рафтингу

Весь мир с октября 2022 года по март 2023 года следил за космическим полётом корабля Crew Dragon, в экипаже которого находилась Анна Кикина – единственная женщина в российском отряде космонавтов и первый житель Новосибирска, преодолевший притяжение Земли.
У Анны продолжается реабилитация после полёта, но к 130-летию Новосибирска она прилетела в родной город, где не была два года. Во время открытой встречи в НГУ Анна Кикина рассказала о своём пути к звёздам, космических планах и главном качестве для командной работы.

Справка: Анна Кикина – шестая в России женщина-участница космической экспедиции МКС
и первая за 21 год гражданка нашей страны, вернувшаяся с орбиты на американском корабле
 Crew Dragon;
инструктор парашютно-десантной подготовки (выполнила более 150 прыжков с парашютом);
почётный гражданин Новосибирска;
имя Анны Кикиной присвоено Большому новосибирскому планетарию.

Новосибирск – город, который меня взрастил. Здесь столько прекрасных искренних людей, которые на деле знают, что такое взаимовыручка, сердечность и чувство товарищества. Всегда с радостью отмечаю эти качества, когда встречаю своих земляков в разных городах и странах. Сейчас я живу в Звёздном городке Московской области, поскольку там расположен Центр подготовки космонавтов, но Новосибирск по-прежнему остаётся моим самым любимым городом! Было бы идеально перенести сюда Центр подготовки. (Смеётся.)

Я не мечтала в детстве стать космонавтом, даже не подозревала, что это возможно! Первый открытый набор в отряд космонавтов для всех жителей РФ состоялся лишь в 2012 году. До этого момента в космонавты принимали лишь лётчиков или людей, связанных со сферой космоса. В 27 лет, узнав про требования, которые предъявлялись к кандидатам в космонавты, я поняла, что у меня есть все шансы, поскольку моя жизнь к тому моменту словно состояла из подготовки к полёту. И у меня всё получилось!
Конечно, в процессе обучения были и психологически непростые моменты, связанные с чередой экзаменов, которые шли один за другим без права на отдых. Приходилось работать на резервных ресурсах. Победить усталость и напряжение помогали такие качества, как терпение, принятие и осознание того, что это мой выбор и нужно «сначала поработать, а потом полопать».   

Самое интересное и классное ощущение в космосе – это, конечно, чувство невесомости! Его можно сравнить с состоянием нулевой плавучести – зависанием и медленным движением в толще воды. Всё, что ты делаешь в состоянии невесомости, становится таким необычным и увлекательным. Например, мне очень нравится танцевать в космосе!
Конечно, невесомость значительно усложняет многие, казалось бы, лёгкие и привычные дела, такие, например, как мытьё головы. Но за время полёта я развила этот навык так, что сам процесс вместо 2,5 часов стал занимать всего 1 час 10 минут. Основная трудность заключалась в том, чтобы с помощью полотенца извлечь из волос воду вместе со специальным растительным концентратом для мытья. Затем несколько раз «сполоснуть» волосы. Мой лайфак – разделить волосы на две части и мыть их поочерёдно.

Адаптация к невесомости у меня прошла легко, хотя я ожидала, что будут моменты вестибулярных расстройств. Но, оказывается, невесомость в космосе воздействует иначе, чем «невесомость» в процессе тренировок перед полётом. В течение пяти дней у меня наблюдалась небольшая одутловатость лица в связи с тем, что происходит смещение жидкости в верхнюю часть тела. Это можно сравнить с тем неприятным ощущением, когда ты висишь вниз головой на турнике. Первое время этот приток крови к голове мешал работать, но потом всё прошло.  

Самое неприятное, что случилось с нами в космосе – это столкновение микрометеороидного кусочка с нашим кораблём, в результате чего произошло повреждение трубопровода внешнего контура теплоносителя. В этот момент в шлюзовом отсеке находились космонавты, которые готовились выйти в открытый космос, а я была оператором поддержки, который обеспечивал их безопасность. Заметив тревожный сигнал, поступивший на пульт, я сразу же доложила о случившемся на Землю. Пришлось до выяснения обстоятельств сделать паузу в открытии входного люка из шлюзовой камеры и остановить выход ребят в открытый космос. Произошла утечка агрессивного для человека теплоносителя и орошение им внешней поверхности всей станции. К счастью, всё закончилось благополучно. Вообще всегда после возвращения из открытого космоса нужно обтереться полотенцем, чтобы убрать остатки отработанного топлива, которые могут попасть на скафандр при соприкосновении с поверхностью станции.

Приводнение, а не приземление было завершающим этапом нашего полёта на корабле Crew Dragon. Момент соприкосновения с водной поверхностью был полностью прогнозируемым, поскольку мы видели показатели на пульте управления и были сгруппированы. Удар во время приводнения был неприятным, но в то же время безболезненным.   
Вообще, страха во время полёта или посадки у меня не было. Каждый космонавт проходит колоссальную подготовку: парашютную, лётную, водолазную, на выживание… Наша задача – научиться максимально концентрироваться на том, что ты делаешь и минимизировать возможное волнение. Да, оно присутствует, но не больше, чем у любого человека перед важным событием. 

Любовь к человеку – это, на мой взгляд, главное качество для командной работы. Когда оно есть, ты всегда будешь заботиться о коллеге, поддерживать его в сложных ситуациях, страховать, бережно относиться к его психологическому равновесию и сотрудничать в атмосфере доброжелательности. Во время космического полёта все эти факторы крайне важны для эффективной совместной работы, поэтому ещё на стадии подготовки к полёту проводятся изоляционные эксперименты, направленные на изучение взаимодействия членов экипажа.
Также в Центре управления полётами есть специальный отдел психологической поддержки космонавтов, где специалисты заботятся об эмоциональном комфорте всех членов экипажа – например, загружают на корабль любимые передачи, фильмы, обеспечивают раз в неделю видеосвязь с близкими людьми, отправляют на грузовых кораблях приятные вещи от семьи. Также у космонавтов есть возможность уединяться в своих личных каютах, заниматься по возможности своими любимыми делами, практически в любой момент позвонить на Землю по спутниковой телефонии. Ещё мы с коллегами проводили совместные праздники, вместе готовили и смотрели фильмы.

Мой следующий полёт в космос, уверена, состоится! А затем, возможно, ещё и ещё… Сколько всего будет полётов, не знаю, но свою дальнейшую жизнь связываю с пилотируемой космонавтикой. Я сертифицирована на выход в открытый космос, но в прошедшей экспедиции у меня не было спецзадач для работ за пределами станции. Моя роль заключалась в управлении роботом-манипулятором ERA. Но, конечно, в будущем я рассчитываю выйти в открытый космос!
На сегодняшний день продлено соглашение об  участии России в проекте МКС. Началась работа и над проектом российской орбитальной станции. Кроме того, не остаётся без внимания вопрос проработки полётов на лунную орбиту – по срокам ещё нет точных данных, но кто знает, может, мы ещё поработаем и в этом направлении! Сейчас уже распределены космонавты на ближайшие несколько лет. Я пока нахожусь на реабилитации после полёта, а затем вернусь в группу специализации и совершенствования навыков. Думаю, мой следующий полёт будет на космическом корабле «Союз». Но произойдёт это не раньше, чем через два года. Хотя… всё возможно!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев