Как брак бизнес-партнёра может повлиять на ваш бизнес?

10 / 23     RU
Как брак бизнес-партнёра может повлиять на ваш бизнес?
Юлия Демидова, директор юридической службы «Форсайт Капитал», Катерина Коробкова, KKPRAVO

Любое партнёрство предполагает, что риски партнёра становятся вашими рисками.
Но важно ли вам знать что-то о семейном положении партнёра? Есть ли в этом риски для вашего бизнеса?

Что важно знать:

Бизнес пополам

Если у супругов в общей собственности имеются акции, доли, то независимо от того, на имя кого из супругов они оформлены, по общему правилу это общее имущество супругов и при разводе указанное имущество подлежит разделу между супругами. Речь идёт о ситуации, когда у супругов отсутствует брачный договор.

Дивиденды

Вам надо принять решение о распределении прибыли, а ваш партнёр с решающим количеством голосов голосует против, почему? Да потому что у него бракоразводный процесс с женой, а долю в компании приобрёл в браке, значит, его доля общая с женой, значит, и дивиденды общие.
В итоге – ваши планы не осуществятся и денег сейчас вы не увидите.

Продажа бизнеса

Кто может сорвать самую идеальную сделку? Конечно, жена или бывшая жена!
Пример: продавали ресторан, ООО, 50/50, вели переговоры почти год, в итоге получили отличное предложение по цене, но:

  • компанию создавали в браке;
  • поэтому нужно согласие супругов (нотариальное);
  • один партнёр предоставил брачный договор, в котором предусмотрено, что доля в ООО принадлежит ему и согласие супруги не требуется;
  • второй дал заверения, что жена согласие даст, но она передумала.

В итоге сделка сорвалась, у партнёров конфликт, ресторан закрылся.

Корпоративный договор и заверения

Предприниматели всё чаще заключают корпоративные договоры, при этом обязательства, которые они берут на себя, предполагают согласие второго супруга.
Далее стороны исходят из своих договорённостей, соглашаются на штрафы и фиксируют это в соглашении, а потом при смене семейных обстоятельств несут убытки в связи с невозможностью исполнения обязательств и заверений в порядке статьи 431.2. Гражданского кодекса РФ.

Банкротство супруга партнёра

Казалось бы, данный риск не касается напрямую деятельности, в которой такой супруг не участвует. Однако это нет так. Если у супругов нет брачного договора, доли в обществе являются совместной собственностью, а, следовательно, будут включены в конкурсную массу банкротящегося супруга.
Далее риски становятся ещё более устрашающими: это и репутационные риски продажи на торгах доли, смена бизнес-партнёра (если устав не блокирует вхождение третьего лица) либо выплата действительной стоимости доли, а это – отвлечение денежных средств из бизнес-процессов.
В настоящее время сформирован новый механизм реализации имущества, находящегося в долевой собственности. В частности, если второй партнер в Обществе имеет преимущественное право приобретения доли, партнер может иметь право приобрести долю по цене, определенной в рамках дела о банкротстве. При этом, теперь такая цена формируется по начальной цене торгов, а не в процессе торгов (как было ранее).
То есть, второй участник имеет право приобрести долю по начальной стоимости. И только после его отказа – доля будет выставлена на торги.
При этом последствие в виде выплаты действительной стоимости доли в случае, если уставом ограничен вход третьих лиц в обществе, не только само по себе несёт неприятные финансовые риски, но и может послужить основанием для досрочного истребования кредитора, при наличии такого кредитования.

Оспаривание сделок общества супругом/бывшим супругом партнёра

Поскольку защита нарушенных семейных прав ставится в приоритет, в суде допускается оспаривание сделок общества, в котором другому супругу (бывшему супругу) принадлежит доля, в случае если такие сделки умалили такие семейные права второго супруга.
При этом такой механизм используется не только при банкротстве одного из супругов, но и вне банкротства.
То есть в случае, если общество, в котором доля принадлежит супругу, совершает сделку, в результате которой стоимость имущества уменьшается, супруга (бывшая супруга) может такую сделку оспорить, если докажет, что имело место сознательное уменьшение стоимости доли в случае, если имеет место конфликт интересов бывших супругов при разделе имущества.
Для бизнес-партнёра это означает ситуацию нестабильности сделок, даже совершённых вне пределов трёх лет общего срока исковой давности.

Запрет на инвестиции

Сложности может взывать и намерение бизнес-партнёров увеличить уставный капитал за счёт вклада третьего лица. Такие случаи могут быть, когда сторонами нужны новые инвестиции.
В данном случае супруг (бывший супруг) участника может оспорить такую сделку по увеличению уставного капитала со ссылкой на то, что такое действие является по существу распоряжением общим имуществом супругов, влекущим уменьшение действительной стоимости доли супруга в обществе.
Несмотря на то, что такие иски не всегда успешны (но в то же время есть и положительные примеры), сам факт инициирования таких исков отпугнёт инвесторов и может существенно ограничить возможности роста бизнеса.

Неприкосновенность результатов интеллектуальной деятельности. Всегда ли они неприкосновенны?

Право на авторство и исключительные права на РИД неприкосновенны в силу прямого указания нераспространения режима совместной собственности на такие объекты. Тут всё отлично, если вы поэт или музыкант, но есть и другие ситуации.
Кто не знает – теперь владельцем прав на товарный знак может быть не только юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.
Если в своем бизнес-партнёрстве вы пришли к соглашению об использовании вашего товарного знака, а потом он станет не вашим, проблемы неизбежны.
Кому будет принадлежать товарный знак, который был зарегистрирован в период брака на имя одного из супругов, зависит от ряда обстоятельств:

  • кто автор (создал один или в сотрудничестве с супругом);
  • как знак использовался;
  • супруг сам получал свидетельство на товарный знак или стал правообладателем по договору (купил).

То есть, возникнет ли режим совместной собственности супругов на товарный знак, зависит от следующего:

  •    если товарный знак создан творческим трудом одного из супругов (пусть даже в период брака) и такой супруг является первичным правообладателем, в таком случае товарный знак не попадает в совместную собственность;
  •    в случае приобретения исключительных прав на товарных знак за счёт общего имущества супругов есть основания для включения товарного знака в общую собственность супругов.

Что будет в случае смерти партнёра?

Прежде всего, принципиальное значение имеют положения устава. Они могут содержать запрет на вхождение третьих лиц в юридическое лицо, даже если это наследники.
Верховный Суд пояснил, что признание корпоративных прав за третьими лицами возможно только с согласия остальных участников общества, в случае, если в уставе установлена такая обязанность по получению согласия, поэтому наследник участника не вправе распоряжаться унаследованной долей.
С одной стороны, это плюс. Это означает, что можно дать такое согласие или не дать такового, в зависимости от личности наследника.
Но, с другой стороны, в случае, если уставом общества предусмотрен прямой запрет на вхождение в состав участников Общества таких третьих лиц, либо необходимость получения согласия других участников на переход прав на долю или ее часть к такому лицу, у супруга (бывшего супруга) возникает право на получение действительной стоимости доли, в случае, если такое согласие не получено.
Отвлечение значительных денежных сумм – вещь неприятная и губительная.

Аккаунты в социальных сетях

Например, для реализации бизнес-проекта три партнёра создают ООО, каждый вносит свой вклад:

  • Иван – деньги;
  • Сергей организует всё, он же – генеральный директор;
  • Аркадий – аккауант в соцсетях с десятью миллионами подписчиков, что максимально важно для продаж.

Аркадий в браке, брачного контракта нет, ранее с супругой занимался продвижением, в результате чего и получили десять миллионов подписчиков.
И тут – конфликтный развод и сложный раздел имущества, где надо выяснять и доказывать, кто автор, или это соавторство, что делить и что делать?
Дело в том, что если один из супругов является автором литературного или аудиовизуального произведения, то возникшее право, как авторское, так и имущественное, принадлежит только автору, то есть исключительные права автора не будут подлежать разделу.
А вот второй супруг (не автор) может претендовать на половину доходов, которые были получены от использования таких результатов интеллектуальной деятельности, потому что по общему правилу доходы, полученные от использования результата интеллектуальной деятельности, признаются совместной собственностью супругов, если только брачным договором между ними не предусмотрено иное.
Если доходы от интеллектуальной собственности являются для супругов общими, то и имущество, приобретённое на эти доходы, также будет являться общим и, соответственно, если супруг купил на эти доходы дом, тот будет общим, совместно нажитым имуществом супругов.
Российским законодательством не урегулированы многие вопросы, а жизнь стремительно развивается, поэтому чтобы исключить правовую неопределённость, для защиты своих интересов, интересов бизнеса и партнёров надо заключать брачные контракты и определять, какое имущество кому из супругов принадлежит.

В заключение очень хочется рассказать про авторские права на произведения нейросети

Сегодня в России никак не урегулированы авторские права на созданные с помощью нейростей произведения науки, литературы и искусства.
Есть предложение ввести в Гражданский кодекс РФ понятие «произведение науки, литературы и искусства, созданное техническими средствами», а также установить специальное регулирование для прав на такие произведения.
«Исключительные права на произведения нейросетей могут принадлежать человеку, который сгенерировал контент. Если генерация происходит без прямого участия человека, то принадлежать он может собственникам или владельцам технического устройства, с которого генерируется»,— считает и. о. ректора ННГУ Олег Трофимов.
Тема очень актуальная и интересная и спорам – точно быть.

Что делать предпринимателям?

Конечно, семейные дела – дело каждого бизнес-партнёра.
Однако в данном случае цель – максимально обезопасить бизнес, а значит – ваши деньги и интересы уже вашей семьи.
Это возможно за счёт комплексного решения вопросов в сфере корпоративного права: разработки индивидуального устава, корпоративного договора, а также установление обязательного требования, чтобы у бизнес-партнёра был брачный договор. Безусловно, наличие договора не панацея, поскольку бизнес-партнёр может внести в него изменения или вступить в другой брак, но есть инструменты, которые дают в итоге нужный результат.
Здесь подключаются иные механизмы защиты интересов бизнеса: корпоративные документы и гражданско-правовой инструментарий, например, институт заверения об обстоятельствах и институт возмещения потерь.
Защита бизнеса не только в области корпоративного права, но и сквозь призму семейного – актуальный вызов современности.
Если у вас есть бизнес-партнёр, надо:

  • обсуждать с партнерами вопросы общего имущества супругов и договариваться;
  • при планировании сделок заранее обсуждать семейный блок вопросов;
  • вступая в брак, заключать брачные контракты;
  • до расторжения брака договариваться и заключать соглашения о разделе имущества.

Это очень важно, потому что не делать этого – очень дорого. Это точно.

+7 (383) 258-48-78, +7-913-205-88-59
dua@fore-sight.ru
fore-sight.ru
Новосибирск, ул. Планетная,
д/ 30, корп. 2а, 4-й этаж, офис 412