Сложные задачи — моя особая любовь

8 / 2021     RU
Сложные задачи — моя особая любовь
Анна Белицкая юрист, основатель и управляющий партнёр агентства права «Белицкая и партнёры»

Что помогает Анне Белицкой и её команде определять лучшие стратегии для достижения цели и виртуозно выигрывать большинство судебных дел, среди которых есть и прецедентные? В нашем интервью – о критериях выбора грамотного юриста, уязвимых сферах бизнеса и гармоничном сочетании ценных профессиональных навыков.

LT: Анна Александровна, в последнее время появилось много юридических компаний. Как выбрать достойных специалистов?

АННА БЕЛИЦКАЯ: Тенденция к увеличению числа юридических агентств действительно есть. Этому способствует лёгкий доступ входа на рынок – сейчас юристу даже офис иметь не обязательно. Мы видим, что доступность бизнеса привела к тому, что сегодня большая часть игроков на рынке юридических услуг не профессиональна. Я не сгущаю краски, это действительно так, часто негодуют судьи, которым приходится разгребать результат неквалифицированной работы.
Главное качество юриста – это интеллектуальный капитал, без него невозможно быть хорошим специалистом. К счастью, в законодательство внесли изменение, в соответствии с которым юрист, представляя интересы клиента в суде, в большом перечне случаев обязан иметь диплом о высшем юридическом образовании. При выборе юриста наличие у него образования – это пункт номер ноль. Далее важно оценить его опыт работы, который крайне важен в юридической сфере. Без опыта можно иметь хорошие знания, но до конца не понимать, как их наилучшим образом использовать в конкретных житейских ситуациях.
При этом нужно ещё быть убедительным в суде. Адвокат в ходе судебного процесса может сказать монотонным голосом два слова, а может отработать так ярко, логично, аргументированно, что это будет совершенно другая история с иным финалом.

Наверняка управленческий опыт в совокупности с юридическим помогает вам  управлять ситуацией, в том числе и в зале суда?

Да, представительство в суде (арбитражном или общей юрисдикции) – моя любимая тема. Максимальный эффект появляется, когда ты прекрасно подготовлен, владеешь актуальной информацией не только из области законоположения, но и судебной практики и при этом обладаешь яркой харизмой, которая, как вишенка на торте, усиливает эффект. Ведь все мы люди, и судьи принимают решения на основе собственного убеждения.
В собственном юридическом бизнесе я работаю более восьми лет, этому предшествовала успешная долгая карьера на позиции директора по правовым вопросам и корпоративному управлению. Но, находясь в декретном отпуске (у меня трое детей), я подумала: «А хочу ли я и дальше быть «солдатом» чьей-то воли»? Я поняла, что моё истинное желание – собственная адвокатская компания.
Двадцатилетний опыт правового сопровождения бизнеса крупнейших компаний региона, огромный багаж правовых и менеджерских компетенций помогает мне эффективно структурировать информацию, находить оптимальные решения, прогнозировать ход развития дела, видеть ситуацию «сверху», управлять процессом и добиваться своих целей в работе. Юридические кейсы, зачастую сложносочинённые, имеют узкопрофессиональную составляющую, связанную с деятельностью твоего клиента. Задача юриста – разобраться в профессиональных нюансах дела и умело использовать информацию в своих целях.
Не менее важно уметь видеть ситуацию целиком и при необходимости правильно скорректировать целеполагание своего клиента. Когда заказчик говорит: «Мне нужно это и это», то грамотный юрист, как правило, отвечает: «Подождите, давайте сначала разберёмся в ситуации, а потом, может быть, я предложу вам более оптимальный или более бюджетный способ решения вопроса». Условно говоря, это как на приёме у доктора: если пациент просит вырвать зуб, это ещё не значит, что его действительно нужно вырвать. Возможно, зуб можно просто запломбировать.

Интересно, в какой момент юридически сложные дела вас перестали пугать и стали любимыми?

Даже в самом начале профессионального пути я никогда не боялась сложных дел. Тогда моей мотивацией было желание доказать себе и своим доверителям, что я могу справиться с этим делом. Я стала специализироваться на гражданском праве (цивилистике), особенно на судебных спорах по вопросам банкротства, строительства, земли и недвижимости, защиты прав собственности, в частности интеллектуальной. Я считаю, что адвокат должен заниматься делами с горящими глазами, с азартом, поэтому лёгкие задачи, которые можно решить с «закрытыми глазами», я делегирую коллегам, у которых есть мотивация в подобных делах. В итоге эффективность работы абсолютно не страдает, при этом рутина не выхолащивает профессионализм. Кстати, уголовными делами и случаями с ДТП мы вообще не занимаемся, поскольку опять же на данный момент это нам не интересно.

К вам обращаются даже бизнесмены, имеющие в своей компании корпоративного юриста. Какова здесь ваша роль?

Я с большим уважением отношусь к внутренним юристам – у них, как правило, есть колоссальный опыт в работе с делами конкретной компании. При этом, будучи погружёнными в ежедневную рутину с однотипными делами, корпоративные юристы не всегда могут немного абстрагироваться и увидеть более рациональные решения. В таких ситуациях профессиональный совет грамотного юриста со стороны может оказаться крайне важным, поэтому здесь я выступаю в качестве советника.

Работаете ли вы с клиентами из других городов?

Конечно. У нас даже есть опыт тандемной работы, когда наше агентство выступало в роли мозгового штаба – мы разрабатывали стратегию ведения дела, составляли всю документацию, писали процессуальные документы – а уже в своём городе клиент находил юриста, который представлял его интересы в суде.

Сначала я беспокоилась – не теряется ли градус убедительности, когда ты смотришь на судью через экран
и твоя энергетика не льётся по залу суда. Но мои опасения
не подтвердились

Сейчас ещё проще – под влиянием пандемии стала активно распространяться практика адвокатского представительства в суде в формате онлайн. Сначала я беспокоилась, не теряется ли градус убедительности, когда ты смотришь на судью через экран и твоя энергетика не льётся по залу суда. Но мои опасения не подтвердились. Мы меняемся вместе с миром, и сейчас онлайн-формат стал одной из обычных форм работы как для юристов, так и для судей. Таким образом, в работе снимаются географические ограничения.

Одно из громких дел, которое вы вели, – банкротство группы ПТК-30 и огромная судебная история, связанная с ним. Удалось ли в полной мере удовлетворить иски клиентов?

Это дело ведётся с 2018 года и до сих пор не закончено, поскольку не установлено точное количество пострадавших. Дело в том, что пять строительных площадок Новосибирска попали под банкротство, в результате несколько сотен владельцев квартир были в шаге от того, чтобы лишиться своего жилья, поскольку на момент покупки квартиры уже были заложены по кредитному договору в пользу банка. Застройщик проинформировал покупателей в договоре, что права заложены, поэтому возможность того, что суд защитит интересы жильцов, была практически нулевая. Люди верили, что строительная компания выплатит кредит до указанной даты и снимет кредитный залог, но этого не случилось. Здесь был дикий объём работы для юриста и совершенно неясная перспектива для пострадавших. И всё же к нам стали приходить жильцы этих домов, поскольку увидели свет в конце тоннеля. Я некоторое время сомневалась – браться ли за это дело, поскольку понимала, что жильцы могут лишиться жилья, а для многих оно единственное. И как я буду спокойно спать, если не смогу изменить ситуацию?! В итоге на первом этапе мы добились того, что суд применил в деле специальные правила о банкротстве, гарантирующие повышенную защиту для жильцов. Эта история вызвала большой резонанс в обществе, поэтому финальное заседание впервые за мою практику проходило в огромном актовом зале Арбитражного суда. Проходили даже пикеты. Дело дошло до Верховного суда и стало прецедентным в судебной практике. Также нам удалось доказать недобросовестность банка, который выдал кредит застройщику, не имеющему иной доходной части, помимо продажи уже заложенных квартир. На сегодняшний день жильцы, которые обратились к нам за помощью, уже зарегистрировали право собственности на квартиры. Это был уникальный опыт, который стал основой специализации нашего агентства на защите граждан в жилищных вопросах. К сожалению, и сегодня противоправные схемы в долевом строительстве ещё существуют.

Можно ли сказать, что рынок недвижимости – сегодня одна из самых юридически уязвимых отраслей?

Сфера недвижимости остаётся уязвимой. Плюс к этому в связи с пандемией добавилось много судебных споров, связанных с банкротством компаний. Любая сделка, связанная с покупкой недвижимости или другого актива, должна проверяться на возможность банкротства продавца.
Сегодняшняя мировая ситуация повлияла и на увеличение судебных споров относительно разводов и раздела имущества. Кроме того, продолжает усиливаться внимание налоговиков к бизнесу.

Судя по отзывам на Флампе, практически все клиенты рекомендуют ваше агентство близким и при необходимости сами снова обращаются к вам. Что, на ваш взгляд, лежит в основе такого доверия?

В этом отношении юриспруденция схожа с медициной: когда человеку действительно помогли быстро и качественно решить его проблему, он остаётся искренне доволен и благодарен. Нашему агентству доверяют даже сложные и конфиденциальные вопросы, потому что у нас большой опыт работы в сфере правового сопровождения бизнес-вопросов широкого круга и интересов частных клиентов, а также большое количество практических решённых кейсов.
Мы сразу объясняем клиенту, что, как и почему планируем делать в его случае, обрисовываем приблизительные перспективы.
В любом случае ни один профессиональный адвокат не будет обещать 100 % успеха, поскольку здесь много факторов, в том числе человеческий. Да, мы выигрываем большинство споров в суде, хотя встречаются и изначально тяжёлые случаи со сложной перспективой, когда «куда не кинь, всюду клин». Но и здесь мы делаем всё, что в наших силах, хотя, бывает, случаются неудачи. При этом, честно говоря, я не помню ни одного клиента, который был бы крайне недоволен или рассержен после суда, поскольку человек видит, что ты правда выложился на 100 %.
Я до сих пор не научилась хладнокровно относиться к судебным процессам, для меня каждое дело – как главное в работе. И когда клиент остаётся доволен, рекомендует нас и сам при необходимости обращается даже через несколько лет спустя – это самое ценное в юриспруденции.

Агентство права «Белицкая и партнеры»
Профессионализм. Доверие. Ответственность.
Новосибирск, ул. Чаплыгина, 93
belitskaya-partners.ru
@belitskaya_team
belitskaya-partner@yandex.ru

 

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев