Сибирская столица конструктивизма

7 / 2020    RU
Валерия Лисицкая, телесный психотерапевт, переводчик, интегратор проектов (Новосибирск), Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска, член Общественного совета при Министерстве культуры России
Новосибирск – город, тесно связанный с историей семьи Эль Лисицкого. В ноябре 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося авангардиста. Подробнее о его творчестве, оказавшем серьезное влияние на современную архитектуру и дизайн, мы поговорили с Анной Терешковой и Валерией Лисицкой – правнучкой художника.

Справка: Лазарь Лисицкий (1890 — 1941), известный также под псевдонимом Эль Лисицкий (EL Lissitzky) — советский художник еврейского происхождения, чье имя ассоциируется с авангардными течениями начала прошлого века — супрематизмом и конструктивизмом. Эль Лисицкий — создатель проунов — визуальной концепции выхода плоскостного супрематизма в архитектуру (ПРОектов Утверждения Нового). Активный деятель возглавляемого К. Малевичем авангардного художественного объединения УНОВИС. Автор идеи московских «горизонтальных небоскрёбов». Создатель агитационных плакатов, иллюстратор книг, фотомонтажёр, возможно, первый графический дизайнер.
Эль Лисицкий никогда не был в Новосибирске, но после его смерти в 1941 году вдову художника Софи Кюпперс как этническую немку вместе с сыном сослали в Новосибирск. Именно здесь она и прожила последующие 37 лет. В 1967 году при активном её участии в Доме ученых академгородка состоялась первая послевоенная выставка Лисицкого, охватывающая практически весь спектр его творчества.

LT: Анна Васильевна, в чём актуальность наследия Эль Лисицкого для нашего города?

АННА ТЕРЕШКОВА: У Новосибирска короткая история. Сложно похвастаться большим количеством ярких событий, связанных с городом. В Европе, например, город не отмечает 130 лет, вот 500 лет — это дата. Десять лет назад, готовясь к 120-летию Новосибирска, мы стали пристально изучать его историю: почему город называли сибирским Чикаго? Почему именно здесь появился Академгородок, а сегодня — и Технопарк, почему развивается проект «Академгородок 2.0»? Новосибирск — это детище железной дороги. По тем временам это был абсолютно авангардный проект — Транссибирская магистраль до сих пор является самой длинной железной дорогой в мире, причём строилась она в самые кратчайшие сроки. Наш город изначально построен благодаря передовым технологиям.
И строили его не купцы (как, например, Томск и Омск), а инженеры. Инженеры-романтики, приехавшие в Ново-Николаевск из Москвы, из Петрограда строить железную дорогу. Именно они открыли здесь первую библиотеку, построили первый собор, то есть первый виток развития начался благодаря разуму, а не деньгам. Постепенно город становился точкой притяжения умных и талантливых людей. Благодаря всё той же железной дороге во времена Отечественной войны сюда со всей страны приехали лучшие композиторы, учёные… Здесь было сохранено столько культурных ценностей мирового масштаба! Представьте, 1930-е годы, когда в стране была разруха, до Владивостока революция ещё даже не докатилась, а в Новосибирске начинается строительство оперного театра — самого большого театрального здания в России. 1945 год — в стране война, а в Новосибирске готовятся премьеры к открытию театра! Это проекты, которые не особо сочетаются с разумным и рациональным подходом.
Идём дальше. Строительство научного центра (Академгородка) в тайге. Для этого сюда приезжают лучшие умы страны. Ещё один авангардный проект, который опережал своё время. Неудивительно, что именно в Академгородке стала возможной одна из первых в стране выставок авангардистов, в том числе Эль Лисицкого. Здесь же выставлялась запрещённая экспозиция художника Михаила Шемякина. Академгородок — единственное место в России, где выступал считавшийся диссидентом Александр Галич. Когда мы сопоставили и проанализировали все факты, то осознали уникальность нашего города.
Ко Дню города в 2016 году мы совместно с архитектором Александрой Архиповой делали выставку в авангардной стилистике «Новосибирск — город, рождённый быть впереди».
У большинства людей авангард приравнивается к современному искусству — что-то такое же непонятное. Но мы постарались в простых геометрических формах, полных внутреннего движения, передать динамичный образ города с его стремлением быть впереди, его мощную генетику и дерзкий характер.
Кстати, у Александры к этому моменту уже был снят документальный фильм «Эль. Фильм жизни», получивший большой отклик людей из разных уголков мира, интересующихся творчеством Лисицкого.  Благодаря ей и созданию этого фильма мы и познакомились с Валерией.
Творчество Лисицкого прекрасно отражает дух нашего города. Не забывайте, что Новосибирск — сибирская столица конструктивизма, здесь около 28 сооружений, построенных в этом стиле. Не нужно придумывать никаких легенд о городе, всё уже создано. Важно развивать эту идею, тем самым глубже осознавая свою идентичность. В 2012 году мы инициировали проект «Миры Эль Лисицкого» и провели международный̆ конкурс на лучший авангардный арт-объект для Новосибирска. Нам было прислано несколько сотен работ из разных уголков планеты — Европы, Азии, Австралии, обеих Америк. Приехали известные московские художники в некотором недоумении: кто тут такой наглый в Сибири?!
До того проекта они, возможно, мало знали о том, что Новосибирск и авангард могут быть тесно связаны.
По итогам проекта «Миры Эль Лисицкого» прошла серия выставок конкурсных работ — в Экспоцентре, в ГКЗ имени А. М. Каца, в Доме ученых. Один из вагонов поезда-музея в метро был оформлен в этом стиле. После такой артподготовки на следующие три года мы запустили серию оформлений Дня города в авангардной стилистике.
В соответствии с чертежами и техническим заданием автора (Габора Старка), ставшего победителем конкурса «Миры Эль Лисицкого», на новосибирском заводе «Труд» изготовлено двести «портативных монументов», представляющих собой силуэт пустого куба в перспективе, вырезанный̆ из листа углеродистой стали. На рёбрах вручную нанесены названия всех городов, где жил и творил Эль Лисицкий. Монументы отправлены в крупнейшие музеи мира.

На ваш взгляд, широта и смелость художественного мышления, свойственная Лисицкому, в целом была свойственна дореволюционному воспитанию или это личный гений? 

А.Т.: Художник тогда идёт впереди, когда видит и чувствует чуть больше, чем все остальные. Такие часто вызывают у окружающих раздражение, непонимание, отторжение. А есть творцы, идущие не просто на шаг впереди, а гораздо дальше. Это провидцы, меняющие историю. Возьмите, к примеру, Юрия Кондратюка, который в 1927—1930 годах жил в Новосибирске — как можно было в его время рассчитать оптимальную траекторию полёта до Луны?! Эти расчёты потом были использованы американцами при запуске на Луну. Такие люди иначе ощущают и пространство, и время. Их вклад, как правило, сложно оценить сразу, его значение становится очевидным спустя время. Про большинство гениальных людей в своё время говорили максимум... ничего.

ВАЛЕРИЯ ЛИСИЦКАЯ: Каждая душа воплощается, чтобы выполнить определённые задачи. Для этого человеку нужна первоначальная база в виде определённого воспитания и образования. И эта база, так или иначе, закладывается именно в семье, через наследие и опыт рода.

А.Т.: Кстати, именно в еврейских семьях уделяется огромное значение образованию детей. Мы говорим «русский авангард», а вообще в мире часто можно услышать «еврейский авангард», поскольку русских там практически и не было. Национальный признак способствовал сближению Лисицкого с Марком Шагалом. Они спорили друг с другом, доказывали свою правоту, творили и тем самым учились друг у друга.  

Шагал, Лисицкий, Малевич — прекрасная тройка!

А.Т.: Представьте, какой потенциал даёт такая синергия! Когда человек гениален, но один, ему сложно оценить свой масштаб и понять, куда двигаться. А когда рядом сразу три гения, то как минимум они общаются на одном языке. Объединение энергий даёт колоссальные преимущества каждому. Позже, конечно, их пути разошлись, поскольку такая аккумуляция не может быть очень долгой.  

Есть творцы, идущие не просто на шаг впереди, а гораздо дальше. Это провидцы, меняющие историю

В.Л.: Именно в этот период Лисицкий создал свой знаменитый плакат «Клином красным бей белых», который наверняка видели очень многие, но далеко не каждый знает, кто его автор.

А.Т.: Это такая же визитка автора, как «Чёрный квадрат» Малевича. Мало кто понимает, что значит эта картина, но она всех будоражит. Так же и «Красный клин» Лисицкого для каждого из нас остаётся в памяти.

Валерия, наверняка в семье хранится множество информации об известном художнике. Какие личные качества были присущи Лисицкому?

В.Л.: С каждым годом жизни я, кажется, всё лучше понимаю и чувствую прадедушку. Бывают моменты грусти. Сожалею, что мне не посчастливилось лично знать его, ощутить его энергию. Это человек, горящий своим делом, своим предназначением. Думаю, и в этом тоже кроется причина его такого раннего ухода из жизни. Как и многих других известных гениальных людей — энергия словно разрывает их изнутри. Сразу вспоминаются Владимир Высоцкий, Эми Уайнхаус, творчество которых я просто обожаю.
Всегда представляю, какое множество творений Лисицкого мог увидеть мир, если бы он прожил не 51 год, а гораздо больше.
Но энергия, которая закладывается в нас Творцом, не безгранична. У каждого свой срок. Даже будучи тяжело больным туберкулёзом, Лисицкий в полулежащем состоянии продолжал творить и создавать. Мне видится, гениальные люди хорошо чувствуют и понимают вероятную краткость своей жизни и потому торопятся успеть выполнить свой максимум. 
Мне очень откликается творчество Эль Лисицкого, но ещё больше интересны его личные качества. Каким был его голос, характер? Как он проявлял себя со своей супругой, детьми? Каким был мужем, сыном, отцом? Источники говорят, Лисицкий был довольно жёстким в работе, но одновременно мягким и трогательным в семье, в общении с сыновьями Софи и их общим сыном — моим дедушкой. Большое видно издалека. Действительно, мне казалось, дедушка, возможно, до конца не осознавал творческого масштаба своего отца. Для него он был прежде всего просто папа, которого ему порой очень не хватало. Возможно, поэтому дедушка мне почти ничего не рассказывал о работах отца.

И всё же у вас есть любимые направления в его творческом наследии?

В.Л.: Я бы не хотела выделять и разделять. Минимализм, простые формы — это действительно моё. Даже если я не была бы Лисицкой, думаю, этот стиль так или иначе нашёл бы меня. Не зря говорят: всё гениальное просто. Мы больше всего наслаждаемся простыми геометрическими формами — линией горизонта, полукругом солнца на закате… Чем проще формы, тем больше у нас появляется пространства для ясности и личного творчества. Откройте в интернете «Проуны Лисицкого», смотрите на них, дайте себе время и внимательно наблюдайте за собой — как откликаются ваши мысли, ваше тело… Это действительно гениальные творения.

А.Т.: Только представьте, что могли думать окружающие люди в то время, когда Лисицкий создал проуны? Они могли только у виска покрутить. Это сейчас мы понимаем, что мировая архитектура основана именно на них.  

Валерия, в вашей семье сохранились какие-либо работы Лисицкого?

В.Л.: Есть работа «Новый», которая завершает серию фигурин Лисицкого (их всего десять). Рисунки были созданы в 1923 году как пластическое оформление электромеханического спектакля «Победа над Солнцем». Бабушка рассказывала, что, будучи совсем маленькой, я любила подолгу рассматривать книгу с фотографиями работ прадедушки. Когда она спрашивала: «Что ты там видишь?», отвечала: «Вижу то, что мне надо». Пожалуй, это самый верный ответ на подобный вопрос.

Вы ощущали особое отношение окружающих к себе как к единственному продолжателю рода Лисицкого?

В.Л.: В семье особо это не афишировали, но для меня, разумеется, это важно и ценно, ведь такое множество идей Лисицкого всё ещё ждёт своего воплощения. Если говорить о продолжении фамильного рода, то менять фамилию не планирую. Кстати, мне очень близка мысль о том, что ребёнок, получая отчество отца, для равновесия, с точки зрения законов природы и бытия, должен носить фамилию матери.

Вы были в местах, где работал Эль?

В.Л.: Лисицкий — человек мира. Говорить, что к одному конкретному городу или стране он имеет самое близкое отношение, было бы, пожалуй, не совсем верным. Одним из значимых городов в судьбе Лисицкого был Витебск, где он прожил три года. Именно здесь произошла его главная трансформация и Лазарь превратился в ёмкое и звучное Эль. Мне захотелось увидеть Витебск — погулять, подышать его воздухом… Проходит три недели, и в феврале этого года поступает звонок из Витебска с приглашением на конференцию, посвящённую столетию творческого объединения УНОВИС, которая пройдет в здании бывшего художественного училища, где работал и преподавал Эль Лисицкий. Яркий пример того, как наши желания притягивают нужные события.

Я стояла спиной к фотографии, и вдруг по всему телу побежали мурашки, а на глазах проступили слёзы: вдруг почувствовала, словно мой прадедушка, как и на фото, стоит позади и будто бережно обнимает меня

Я была поражена, когда почувствовала энергию этого здания: оно словно по-прежнему хранит тот дух авангарда. Зайдя в мастерскую, где работал Лисицкий, увидела его огромную фотографию, от пола и до потолка. Мы записывали интервью для телевидения. Я стояла спиной к фотографии, и вдруг по всему телу побежали мурашки, а на глазах проступили слёзы: я почувствовала, словно мой прадедушка, как и на фото, стоит позади и будто бережно обнимает меня. Как это объяснить? Я не пытаюсь — просто с благодарностью принимаю. Таким был один из инсайтов поездки в Витебск. Очень тронута оказалась и тем, как в Белоруссии трепетно относятся к своей истории и людям, имеющим к ней прямое отношение.

Какой была жизнь Софи, супруги Эль Лисицкого, в Новосибирске?

В.Л.: Изначально её могли сослать вместе с сыном (моим дедушкой) в Казахстан. Но Илья Эренбург помог и посодействовал тому, чтобы они попали в Новосибирск. Позже, в 1967 году, Софи приняла активное участие в организации выставки работ Лисицкого в Доме учёных. Действительно, в то время в Академгородке жили люди, сознание и дух которых были впереди планеты всей. Возможно, в Москве такая экспозиция могла и не состояться.

Через пару месяцев исполнится 130 лет со дня рождения Эль Лисицкого. Планируете ли вы реализовать совместные проекты, посвященные этой дате?

В.Л.: Где внимание, там и энергия. Я рада, что Анна Васильевна сразу отозвалась на моё предложение обсудить идеи, посвященные юбилейной дате. Недавно общалась с победителем конкурса «Миры Эль Лисицкого», очень увлечённым талантливым человеком, который живёт в Германии и Великобритании, — он также готов поддержать наши идеи. В ноябре мы озвучим памятную дату и расскажем о тех мероприятиях, посвящённых творчеству Лисицкого, которые состоятся в этом и следующем годах. Мы не хотим ограничиваться одним днём юбилея. Верю, это будет цикл событий, связанных именем Эль Лисицкого. В разное время, в разных городах и даже странах — России, Белоруссии, Германии и Нидерландах, где находится музей «Ван Аббе» с самой крупной коллекцией работ Лисицкого в мире. Думаю, такой глобальный творческий цикл подчеркнёт масштаб личности художника, который не ограничивал себя одним направлением, стилем, городом или страной. Он человек мира, человек будущего, который подарил нам проекты утверждения нового. Наша задача — продолжать утверждать их в жизнь.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев