У каждого режиссера свой путь

8 / 2018     RU
У каждого режиссера свой путь
Вячеслав Стародубцев главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
О воссоединении традиций и современных технологий в опере, а также о мировом уровне НОВАТа.

LT: Вячеслав, поражает огромное количество визуальных деталей в ваших постановках. Кто сегодня приходит в оперу, слушатель или все-таки больше зритель?

ВЯЧЕСЛАВ СТАРОДУБЦЕВ: Конечно же, сегодня зритель. Потому что сейчас мы существуем в некоем мультижанровом пространстве, в пространстве синтетической оперы. И я считаю, что этот синтетизм и делает ее абсолютно современным искусством. Вы знаете, прошло то время, когда музыканты выступали исключительно в концертных костюмах.
Сегодня опера насыщена почти космическими технологиями, развивается дизайнерская мысль, сценография – и это очень здорово. Но в то же время – главное не забывать, что в театре должен быть театр. А когда 3D-технологии возобладают над технологиями, так скажем, сказочными, то может разрушиться некая иллюзия. Опера – это область, которая возвышается над обыденностью, над чем-то реальным. А стремление человеческой души к сказке всегда было, есть и будет – она необходима. И опера – это абсолютно тот жанр, который позволяет нам над обыденностью взлететь и прикоснуться к чему-то божественному.

Насколько эксклюзивным искусством является опера? Не только для зрителя, но и для артистов, для постановщика?

Это действительно штучное искусство. Все мы знаем – чтобы стать оперным певцом, нужно закончить семь лет музыкальной школы, четыре года училища, пять лет консерватории. И профессия оперного постановщика тоже эксклюзивна. Драматический режиссер в опере может чувствовать себя неуютно. Потому что здесь музыка выходит на первый план, и он должен быть прежде всего музыкантом и практически певцом. Режиссер должен понимать физиологические особенности артистов, понимать, в какой позе им петь удобно, а в какой неудобно, какие режиссерские задачи они могут выполнить, а какие нет.
Это очень важно – знать эту профессию изнутри и знать все ее составляющие, потому что артисты – это дети, и каждому необходим свой подход.
Здесь потрясающая труппа, я очень счастлив и благодарен за возможность работать в этом театре. Я счастлив, что они мне доверяют. Иногда я чувствую себя воспитателем, который растит их с учетом психологических, физиологических, вокальных и артистических особенностей.
Мне очень важно сохранять этот здоровый психологический климат внутри коллектива. Для каждого создавать отдельный спектакль, искать необходимые роли и давать возможность каждому артисту расти.

Новый директор театра сказал, что в дальнейшем акцент будет делаться именно на опере, потому что она менее популярна среди зрителей, вы с этим согласны?

У меня на этот счет свое мнение. Опера, конечно, сложный жанр, но я считаю, что в таком огромном замечательном городе, как Новосибирск, существует разная публика. Моя цель и мой путь – привлекать разнообразную аудиторию, чтобы опера была интересна и ребенку, и взрослому, и балетоману, и операману.
Вообще, для меня самый главный зритель – который впервые пришел в оперу. Мне важно влюбить его в этот жанр – это моя основная задача. Я живу оперой, 24 часа в сутки живу театром, поэтому для меня не существует сложности в том, чтобы углублять зрителя в какие-то тонкости и подробности. Мне важно посредством драматического и визуального языков вытягивать интенции из оперы, делать ее насыщенной и яркой.

Наверняка проект одноактных опер является для вас приоритетным, в чем заключается его основная цель?

Мы сейчас присутствуем в потрясающем зале имени Исидора Зака, с уникальной, одной из лучших в России акустик. И проект одноактных опер был тоже отчасти придуман для развития артистов, потому что на нашей благословенной, самой большой сцене в России необходимы немного другие приемы, актерские техники. Здесь же мне хотелось добиться более тонкой психологической работы.
Это уникальная возможность и уникальный формат. Все жалуются, особенно в первый раз придя на оперу, что это достаточно сложно и утомительно. А здесь зрители за один час получают максимальный сгусток информации: музыкальной, драматической, оперной. Здесь человек может увидеть глаза артиста.
В новой опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» мы раздвигаем сценические возможности этого зала. Используем элементы кинематографа: онлайн-камеры, экраны – насыщаем постановку новыми технологиями и приемами. И этот зал – как отдельный театр.

Как говорил Борис Александрович Покровский, «традиция –
это система обновлений в искусстве». И хочется
выстраивать эту систему на достаточно сильном фундаменте,
который создавали такие великие люди

Мы каждый месяц выпускаем здесь новую премьеру. Открыли сезон в январе и сразу же показали «Моцарта и Сальери». «Синяя Борода» – это четвертая опера. У нас очень насыщенная жизнь, и мы хотим показать зрителю все наши возможности, привлекаем молодых солистов в эти постановки – это для нас тоже очень важно. 

Насколько это смелое решение - приглашать молодых артистов?

Конечно же, очень смелое. В конце предыдущего сезона мы взяли пять молодых солистов, и они уже проявили себя достаточно ярко и в камерных операх, и на большой сцене. Я сам молодой или, по крайней мере, стараюсь таким быть. Для меня очень важно давать им шанс проявить себя. Как бы долго ты ни учился в классе, как бы много ни выучивал партий, очень важно иметь опыт настоящих выступлений, ведь артистами становятся исключительно на сцене.

Вы много работаете в других городах, наверняка часто бываете за границей, насколько уровень нашего театра сопоставим с ведущими площадками?

Да, за рубежом бываю часто, слежу за продукцией ведущих оперных домов. Могу смело сказать, что наш театр и наша труппа – это абсолютно мировой уровень. И мне хочется держать эту планку, поэтому я привлекаю лучших постановщиков, стараюсь следить за мультижанром, чтобы в опере были и балет, и пластика, и визуальные эффекты. И команда, которая сложилась на сегодняшний день, состоит из лучших в своем деле. Мне очень важно эту творческую семью сохранить и постоянно создавать совместные интересные работы.
Хочется быть на пике этой яркой творческой жизни. Следить за последними тенденциями, сохранять и приумножать традиции. Как говорил Борис Александрович Покровский, «традиция – это система обновлений в искусстве». И хочется выстраивать эту систему на достаточно сильном фундаменте, который создавали такие великие люди.

Подобный постановочный спринт – это особенность нашего театра? Практикуется ли такой темп, например, в Европе, на которую вы часто ссылаетесь?

Конечно, у каждого режиссера свой путь. Когда я приступаю к новой работе, у меня уже полностью готова картинка в голове, я никогда не подхожу к ней «сырым». Поэтому выпускаю по 8 работ в год и делаю все очень быстро. Главное, чтобы при этом не страдало качество, в первую очередь я ратую за него. 
Меня заводит эта интенсивность, и мне важно сохранять высокий темп. Сегодня мы живем в очень быстрое, стремительное время с невероятными технологиями, здесь нельзя оставаться пассивным и холодным в любой сфере: бизнесе, театре, искусстве и в жизни.
И артисты стараются под мой высокий темп подстроиться. Они и в жизни стали больше успевать, у них стали появляться большие контракты в других театрах. Потому что они чувствуют эту интенсивность и сами заводятся. Для меня тоже очень важно держать их в этой жесткой форме, чтобы они были максимально работоспособны, максимально конкурентоспособны. Век артиста короток, поэтому они должны успеть сыграть все роли, о которых мечтали.

А насколько длинным может быть век оперного постановщика? У вас никогда не возникает чувства эмоционального выгорания или усталости?

Конечно, да. Был период, когда я боялся этого эмоционального выгорания. Но артисты – это мои крылья. Мои силы кроются в них, они меня вдохновляют. Это очень интимный, любовный процесс, без которого не было бы такого качества и такой интенсивной работы. Они меня подпитывают, как, например, подпитывает общение с друзьями. Я рад, что в Новосибирске есть потрясающий краеведческий музей и прекрасные люди – здесь есть чем вдохновляться. Но прежде всего подпитывает музыка, в которую ты погружаешься с головой: Чайковский, Верди, Барток, Рахманинов – в этом и есть та самая технология, которая держит меня в такой форме – эмоционально и физически.

С тех пор, как заняли пост главного режиссера, вы полностью осуществили ту стратегию развития театра, которую запланировали?

Соглашаясь занять эту должность, я разработал пятилетний план развития. И меня привлекает, что он себя еще не исчерпал. Я вижу новые возможности труппы, новые возможности театра, этого потрясающего зала. Нам еще есть что сказать зрителю, мне еще есть что дать артистам. Поэтому пока не возникает ощущения, что все сделано.
Вы знаете, есть один очень важный момент. То, как мы воспринимаем развитие нашего театра, и как пытаются подать его извне – это разные вещи. Мы находимся в абсолютно комфортной ситуации. Да, в большом зале стало меньше опер, но зато мы каждый месяц выпускаем премьеру в зале Исидора Зака. И нас не посещает ощущение приближающейся остановки. Для нас важно искать новые ходы, мы хотим работать еще более интенсивно. И мы выпускаем очень много концертов, которые пользуются бешеной популярностью.
Кстати, весь июнь мы посвятили Пушкину, была премьера оперы «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», вечер романсов на его стихи. И это несет в себе также образовательную функцию, которая призывает молодое поколение, студентов, школьников приходить и получать материал в таком интересном визуальном и музыкальном форматах. Ведь я считаю, что музыка погружает в содержание намного глубже, чем даже книга. Потому что с музыкой ты больше понимаешь, больше видишь, потому что она проникает в наши бессознательные пространства.