Перемены никогда не должны заканчиваться!

8 / 2018     RU
Перемены никогда не должны заканчиваться!
Владимир Михайлович Калужский художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств РФ
О том, чем запомнился этот сезон, чего удалось достичь и над чем еще предстоит работать.

LT: Владимир Михайлович, чем особо запомнится этот сезон для филармонии и лично для вас?

ВЛАДИМИР КАЛУЖСКИЙ: Бывает трудно выделить какие-то особенные моменты. Дело в том, что количество творческих событий просто огромное: это 600 с лишним концертов в год, которые проходят в наших залах. И их значение очень разное с точки зрения художественного содержания, социальной значимости, количества публики и так далее. Но если выбирать самые знаковые события, то нужно исходить из их масштабности. Такими событиями по традиции являются некоторые наши музыкальные праздники, т. е. фестивали. И о них стоит говорить в первую очередь.
В прошедшем сезоне мы проводили фестиваль под названием «Покровская осень». На мой взгляд, он был одним из наиболее интересных за последние годы, потому что был посвящен русской музыке 1917 года. Мы отмечали столетие революции, и основная задача заключалась в том, чтобы на фестивале прозвучала музыка, написанная исключительно в 17‑м году русскими композиторами. И это один из немногих фестивалей в стране, который ориентирован именно на отечественную музыкальную продукцию.

Какие общие черты вы нашли в произведениях композиторов того времени?

Это чувства и ощущения того времени, которые переживали композиторы. Хотя о музыке нужно очень осторожно в этом вопросе говорить, но это было ощущение перемен, оптимизма, а где-то наоборот, чувство тревоги, потому что никто не понимал, что же будет дальше.
Вообще, посыл этого фестиваля был очень важен лично для меня. Потому что главной вехой 17‑го года стала именно февральская революция: именно тогда Россия перестала быть империей, перестала быть монархией, и это, конечно, очень сильно повлияло на дальнейшую историю.

Как оцените прошедший Транссибирский арт-фестиваль?

В этом году он проводился уже в пятый раз — это значимая дата. Это радость, удовольствие и сюрпризы для новосибирцев. При этом мы должны вносить большие коррективы в нашу работу. Например, наш симфонический оркестр работал и в фестивальных программах, и в тех абонементных концертах, которые планировались изначально. Но это проблемы, с которыми нам необходимо иногда примиряться.
В этом году на Транссибирском арт-фестивале были представлены просто замечательные программы. Причем помимо концертов, связанных с именем Вадима Репина, была программа под названием «Сделано в Сибири», которой мы имеем основание гордиться. В концерт вошло произведение нашего новосибирского композитора Андрея Молчанова, оно было написано специально для фестиваля и выбрано лично Репиным. Также мы обыграли то, что Томас Зандерлинг тоже был «сделан в Сибири», т. к. родился в Новосибирске во время эвакуации в 1942‑м году

Какие музыканты особенно удивили?

Были музыканты, которые входят в обойму Вадима Репина и являются артистами высшего сорта. Наша публика — и любители музыки, и просто широкий зритель — к сожалению, воспитаны телевизором. И если музыкант часто мелькает на официальных каналах, то публика его знает, принимает и бежит на его концерты. А те артисты, которых привозит Вадим Репин, — это музыканты мирового масштаба, но на телевидении они появляются достаточно редко. Поэтому мы помогаем публике понять, что к нам приезжают настоящие звезды. И это можно считать некой социально-эстетической миссией.

Насколько мощным событием является этот фестиваль для Новосибирска?

Безусловно, это событие стало частью нашего культурного ландшафта. Фестиваль задаёт высокую планку, но в то же время требует от нас большей гибкости в плане маркетинга и менеджмента, чтобы и последующие концерты проходили на том же высоком эмоциональном уровне.

Два года назад вы сказали, что филармония стоит на пороге перемен. Спустя время можно ли сказать, что эти перемены прошли удачно и всё развивается так, как вы планировали?

Перемены никогда не должны заканчиваться, потому что как только они прекращаются — создается ощущение застоя. Перемены двухлетней давности были связаны в первую очередь со сменой административного корпуса и приспособлением этих служб к нашим условиям. Было необходимо осознавать, что в художественном процессе главным является именно артист, музыкант — тот, кто непосредственно создает художественный продукт. При этом положение артистов — музыкантов, актеров — с каждым годом становится все более сложным: финансовые показатели оплаты их труда радикально не меняются, даже наоборот, ухудшаются, потому что общая ситуация с инфляцией и другими денежными проблемами в стране остается достаточно сложной.
Нам также удалось сбалансировать максимальное количество концертов, которые мы обязаны давать городу, селу, — так называемое «государственное задание». Понять особенности Новосибирска как мультимодального центра или просто мегаполиса, где количество публики, слушателей, к сожалению, не увеличивается. Это связано и с социальной, и с демографической ситуацией, и просто с тем, как наш город построен. Дело в том, что все культурные учреждения Новосибирска расположены условно на 5–10 гектарах центра города. Поэтому коллективы филармонии предлагают свои программы на разных городских площадках, в том числе на левом берегу, где пока мало залов, концертных площадок, что затрудняет культурное развитии и рост аудитории. Это очень острая тема.

На ваш взгляд, какие меры поддержки культуры сегодня наиболее актуальны?

У нас бизнес пока не готов вкладывать деньги в культуру, поэтому мы сегодня сильно зависим от государственной поддержки. Здесь необходимы определенные изменения и шаги для того, чтобы бизнес все-таки взял на себя смелость и уверенность в том, что он может оказать поддержку не только культурным учреждениям, но и образовательным, что немаловажно.

Какие позитивные изменения произошли в филармонии?

К лучшему изменился наш внутренний моральный климат: он стал более мягким и демократичным. Потому что сейчас мы можем общаться с административным руководством филармонии достаточно конструктивно. Я имею в виду внутренний распорядок, способность обсуждать проблему — это очень важная вещь. Не могу сказать, что мы всегда приходим к консенсусу, но это нормально. Там, где существуют разные люди, — существуют и разные мнения. Но то, что мы можем проблемы обсуждать, — это уже очень хорошо.