Дело Собчака

8 / 2018     RU
Дело Собчака
Вера Кричевская российский режиссер, журналист и продюсер
Режиссер Вера Кричевская представила в «Победе» фильм «Дело Собчака», рассказала о трудностях при создании документального кино о политике, а также – о личности одного из родоначальников современной русской демократии.

LT: Вера, насколько сложно сегодня снять фильм, связанный с политикой, и пустить его в широкий прокат?

ВЕРА КРИЧЕВСКАЯ: Во‑первых, на фильм про политику или связанный с политикой очень сложно найти деньги. История с Собчаком уникальна: фильм финансировался фондом Анатолия Александровича, в нем поучаствовали множество различных доноров, спонсоров, и я к этому вопросу никакого отношения не имела. Но до этого мы с моим коллегой делали фильм о Борисе Немцове «Слишком свободный человек» и буквально замучались искать для него финансирование.
Это был абсолютно прозрачный, антирежимный фильм, но прошел он в итоге в довольно широком прокате и был показан в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате рядом с правительственной трассой. Я не хочу сказать, что у нас нет цензуры, мы живем исключительно в ее рамках и часто сталкиваемся с различными проблемами в этом вопросе, но какие-то щели все-таки иногда удается обнаружить. Сначала государство не собиралось финансировать этот фильм, мы не могли получить прокатное удостоверение, хотя никаких нарушений закона с нашей стороны не было. Также стоит понимать, что вокруг Путина люди понимали, что фильм про жуткое убийство Немцова — это тоже весьма условный подарок, но все-таки он вышел. В плане цензуры с «Делом Собчака» все обстояло еще сложнее, потому что один из героев — президент страны.

«Дело Собчака» будет представлен в более широком прокате, чем ваш предыдущий фильм?

Уже больше. «Слишком свободный человек» был показан на 30 площадках, «Дело Собчака» уже на 70, и в плане географии он представлен намного шире. Но я бы не стала говорить о какой-то тенденции, сегодня существует минимальный спрос на подобные фильмы. Во‑первых, сыграл фактор Ксении Собчак. Ее любят и ненавидят, но она вызывает интерес, поэтому масштаб проката вряд ли можно назвать репрезентативным. Во‑вторых, свою роль сыграло участие в фильме Владимира Путина, причем он всегда снимался только как солирующий герой в кино о самом себе. Хоть этот фильм и не о нем, но его характер здесь раскрывается феноменально. Он выступает в абсолютно новом, необычном для себя качестве, существуя среди кучи разных героев, совершенно ему противоположных, это необычно.

Насколько смелым, на ваш взгляд, получился этот фильм?

Он получился достаточно смелым и провокационным. Но главная суть этого фильма в том, что ты не можешь положить его на какую-то полку. На него невозможно повесить какие-то ярлыки: белый или черный, прорежимный или антирежимный — здесь такое огромное количество различных слоев, противоречащих друг другу, как и в жизни самого Собчака.
Для меня само название «Дело Собчака» имеет очень глубокий смысл, потому что те либеральные ценности, которые он пытался продвигать в России, абсолютно европейский путь развития и цивилизации, путь к свободе и равноправию гражданина в государстве — всё, что он пропагандировал — было очень большой частью его жизни.

Собчак для меня — трагическая фигура, жертва травли, обманутый и обманувшийся человек

И было еще одно дело его жизни, которое называется Владимир Путин, и между двумя этими линиями возникает огромный конфликт, огромные противоречия, поэтому это очень неоднозначное кино. Из него крайне сложно сделать какие-то конкретные выводы. В этом смысле Собчак сегодня становится все более и более сложной фигурой, потому что чем дальше его ученик и последователь отдаляется от европейского пути развития, тем образ его учителя становится все более трагическим, и это отчетливо прослеживается в этом фильме. На меня часто обрушиваются с критикой за то, что я сделала пропутинское кино, но я просто пыталась следовать за историей — жизнь намного сложнее, чем любое художественное произведение. При жизни Путин оказался одним из немногих, кто по-человечески поддерживал Собчака, но после его ухода он просто предал его дело, и при просмотре фильма ты так и не понимаешь до конца, каким он перед тобой предстает: плохим или хорошим.

Каково ваше отношение к Анатолию Собчаку и к тому времени, когда он был на политической сцене?

Я ностальгирую по девяностым. Потому что это было время надежд, сейчас же для меня наступили абсолютно темные времена, и я не знаю, где найти крючок, за который можно зацепиться, чего ожидать впереди и каким будет наше завтра – на мой взгляд, еще более безнадежным, чем вчера. И Собчак для меня — трагическая фигура, жертва травли, обманутый и обманувшийся человек. Человек, который, как мне кажется, жил намного впереди того времени, в котором оказался. Непонятый очень многими или понятый неправильно. Он обладал невероятными качествами: когда ты человек в цветном клетчатом пиджаке, а за тобой идут работники Путиловского завода, это говорит о феноменальной харизме. Ведь как иначе можно было абсолютно бедным людям внушить вдруг чувство собственного достоинства? И как больно было наблюдать за человеком, рухнувшим со всеми своими идеалами. Идеалами, которые были растоптаны его последователями и прямыми учениками.

Возможно ли сейчас появление такого человека?

Подобной личности на нашей нынешней политической сцене представить невозможно. Сегодня каждый сотню раз подумает, прежде чем что-то сказать, а я абсолютно убеждена, что Собчак совершенно не обладал способностью промолчать, хоть это качество и бывает очень полезным. Это было его большой проблемой, потому что он не мог сдерживаться там, где это иногда требовалось, поэтому он бы вряд ли вписался в сегодняшний день.

                                                                                                                                                                             фото: Сергей Мордвинов