Безумству храбрых

8 / 2018    RU / ITA
Карло Понтекорво, глава компании Ferrarelle Spa, Франческо Сансоне, президент компании VALORE
О духе истинного предпринимателя, который сам выбирает, кем он хочет быть, в чем должен стать лучше, где и чем бы он хотел бы заниматься, чтобы реализовать самые смелые свои цели.

Быть предпринимателем

Я всегда верил, что каждый из нас рождается с тетрадным листом в руках, где написан наш жизненный путь — путь, на который мы можем каким-то образом повлиять, но не в силах его изменить. Что именно означает подобное влияние, и как оно проявляется — эти понятия, на мой взгляд, и составляют личностный фактор, вдыхающий жизнь в предпринимательский дух. Мне нравится сильный и энергичный глагол «предпринимать», как и однокоренное от него прилагательное «предприимчивый». Предприимчив тот, кто готов задумать и реализовать любые начинания, в том числе и рискованные, которые могут принести экономическую или другого рода выгоду. Предприимчив тот, кто полон инициативы в поисках смелых идей и новых путей, — и это может быть как один человек, так и целый народ! В поисках библиографических материалов на тему предпринимательского духа я наткнулся на несколько романов и сочинений, в которых рассказанные истории являются ничем иным, как метафорой предпринимательского духа.

Три истории успеха

Первая история — это роман Эрнста Юнгера «Три дороги в школу». В нём повествуется о жизненных перипетиях мальчика Вольфрама, у которого сложились непростые отношения в школе, где по вине учителей царил удушливый и тоскливый климат. Из-за этого Вольфрам много бродил по дорогам, позволявшим ему наблюдать маленькие и большие явления природы. Это захватывало и наполняло его энтузиазмом: каждый день он все удлинял и удлинял свой путь, иногда находясь перед выбором различных маршрутов и в итоге выбирая наиболее подходящий для того, чтобы как можно дольше оттянуть прибытие в школу. В результате Вольфрам был очень плохим учеником, но обладал «сильнейшей способностью к воображению — плодом столь же неординарного психического развития», как заключил эксперт, вызванный родителями для изучения этого случая. Таким образом, роман наводит читателя на размышления о том, что состояние неопределенности ребенка при выборе различных маршрутов является аналогом дезориентации тех, кто вынужден выбирать между альтернативными вариантами в жизни и бизнесе. Этот трудный путь в конечном счёте приводит человека к пониманию самого себя, даёт ему уникальные знания и навыки. Однако этот же путь может превратиться в лабиринт, в котором человек теряется в бесконечной последовательности тупиковых улочек, что может привести к ощущению потерянности и даже подтолкнуть к сумасшествию.
Говоря о сумасшествии, нельзя не процитировать произведение «Суд Критики», написанное генуэзцем Фругони, в котором главный герой, пес по имени Саэтта, совершает путешествие, посещая острова Гастримарджи и Античира. На одном острове обитают ненасытные обжоры, чьи ценности основаны на потребностях желудка. На другом живут безумные поэты, увлечённые творческим процессом настолько возвышенным, что границы между вдохновением и сумасшествием стираются и душевные недуги приходится лечить с помощью чемерицы. Чемерица считалась «распространителем» свободы, способным дать больше силы, остроты и гибкости ума. Сумасшедшие у Фругони описываются как дураки без возраста, которые поднимаются с улыбкой, повернувшись спиной к прошлому, толкаемые в будущее только силой духа, со взглядом, обращенным вверх. Так и мы могли бы развернуть паруса по направлению к Античире, примерив тем временем на себя образ мыслей и физический образ Сумасшедшего!
В заключение мне хотелось бы упомянуть рассказ Герберта Джорджа Уэллса The Country of the Blind – «Страна слепых». В этом произведении читается превосходная метафора: выбор героя, проводника Нуньеса, между любовью и зрением и его бегство от этого выбора — ведь он не в силах принять предложенный ему компромисс. Возвращаясь к теме «Предпринимательский дух и личностный фактор», хочу сказать, что метафора о мальчике Вольфраме кажется достаточно красноречивой: жизненный успех, по сути, связан с решимостью идти за своими устремлениями. А Сумасшедший и персонаж Уэллса выражают способность обладать видением перспектив предпринимательства с соблюдением законности, что приводит к получению прибыли, где прибыль — это не только доход компании, но и способность производить благосостояние для общества. Успешный предприниматель всегда немного безумен: его разум нацелен в будущее, он дальновиден, он непреклонен в преследовании своих целей, работает в сфере, касающейся отношений между людьми, и нацелен на получение диффузной прибыли.

Предпринимательство как путь к закону и порядку

Уходя от метафорической фантазии рассказов, я попробую сделать актуальным понятие предпринимательского духа в свете реалий, существующих сегодня в Италии, в Европе и в мире, — реалий, характеризующихся проблемами и событиями, вовлекающими международные экономические системы и заставляющими нас примерять на себя поведенческие модели, направленные на все более труднодостижимую социальную и экономическую стабильность. Все это сопровождается изменившимся вниманием к проблемам окружающей среды, на которую негативно влияет самая элементарная нехватка гражданского сознания. Я говорю это, потому что в списке добродетелей для предпринимателя сегодня недостаточно иметь любопытство, страсть, любовь, этику, смирение, постоянный поиск диалога со своими людьми, и не только. Предприниматель должен обладать стратегическим видением, способностью к управлению, уметь соблюдать договорённости, ведь сейчас невозможно избежать обязанности производить для территории и на территории доход, не направляя часть своих ресурсов на заполнение пустоты, оставленной все менее внимательными органами государственного управления.
Предпринимательский дух, реализованный должным образом, должен приносить свои плоды, вне зависимости от того, будет ли он направлен на самые сложные высокотехнологичные производственные процессы или на цифровизацию всего, что нас окружает, или же применен к не таким-то уж и скромным и простым занятиям ремесленничеством. Так, способность нашей страны к производству материального благосостояния изначально основывается в большей степени на компаниях, относящихся к сектору перерабатывающей промышленности. Появились бы они без предпринимательского духа? Смогли бы они подарить Италии ту позицию лидера, потерей которой, вследствие не всегда корректного управления на государственном уровне, мы рисковали? Складывается ощущение, что этот дух практически входит в наш геном, и действительно, тот факт, что это качество может передаваться из поколения в поколение, доказан.

Ваше дело — это ваше право мечтать!

Убежденный в том, что даже самый маленький вклад может оказаться полезным, что пример, поданный нашим предпринимательским духом, может стать фундаментальным, что может быть одновременно долгом и удовольствием принять вызов, пойти на риск, прочувствовать тот опьяняющий момент, когда в наших руках окажутся доказательства того, что мы конкретными делами вернули территории, обществу, стране то, что они щедро нам дали. Я говорю это потому, что в моем случае очень важным компонентом предпринимательского духа, своего рода уникального личностного фактора, стала возможность или же право мечтать. Мечты всегда были необходимы для меня, они были и являются моим виртуальным ориентиром – проекцией того, кем я бы хотел быть, как и в чем я должен стать лучше, чем бы другим и новым я хотел бы заниматься и где? Далеко, в другом полушарии, в другой стране, где живут другие цивилизации, существуют иные нравы, религии, обычаи, привычки, — потому что в определенном смысле меня очаровывает непознанное, то, что неизвестно, и во что хочется окунуться с головой. Всё это открывает потрясающую перспективу – начать все заново, с нуля, при помощи лишь одного огромного богатства — собственного личностного фактора и предпринимательского духа.