Будущее семьи в эпоху цифровой революции сообщество жизни и любви

7 / 2018     RU / ITA
Будущее семьи в эпоху  цифровой революции
Ольга Зонова (герцогиня Сансоне), главный редактор журнала LEADERS TODAY, и Ренцо Пегораро, священник Римско-католической церкви, научный руководитель Фонда Ланца, канцлер Папской академии жизни
«Главный вопрос — не где и с кем физически находится ребенок, а в чем он ищет смысл бытия, на что обращены его убеждения, цели, желания, планы на жизнь».

«Поколение техногенного аутизма»

Цифровая революция набирает скорость и проникает повсеместно, затрагивая все сферы жизни современного человека. Семья глубоко подвержена влиянию этого феномена и иногда даже кажется почти подмятой под себя властью Интернета и социальных сетей. Недавно вышедшая книга «Облачное поколение. Быть родителями во времена смартфонов и планшетов», опубликованная издательством Erickson, прекрасно иллюстрирует актуальные проблемы в этой области.
Папа Франциск в апостольском увещании Amoris Laetitia («Радость любви») говорит: «Все более изощренные технологии коммуникации и развлечения могут способствовать либо препятствовать воспитательной встрече между родителями и детьми. Они могут быть полезными при правильном использовании, например, объединять членов семьи, несмотря на расстояние. С их помощью можно поддерживать контакты, решать многие проблемы. Однако нужно четко понимать, что средства коммуникации не замещают необходимость в более личном и глубоком общении, для чего необходим физический контакт или по крайней мере голос другого человека. Мы знаем, что порой средства коммуникации не сближают, а отдаляют, например, когда во время приема пищи все сосредоточены на своих мобильных телефонах, или когда один из супругов засыпает, пока другой часами играет со своим электронным гаджетом. Нельзя игнорировать угрозу новых форм коммуникации для детей и подростков: порой они становятся апатичными и отключаются от реального мира. Из-за «техногенного аутизма» они легко оказываются жертвами манипуляции тех, кто стремится проникнуть в их личное пространство с эгоистичными интересами», (№ 278).

Дайте детям опыт реальной жизни

Коль скоро цифровая революция проверяет семью как «сообщество жизни и любви» на прочность, то, обращаясь к Откровению Иоанна Богослова и к христианской антропологии, можно выделить своего рода этические принципы, которые помогут справиться с этим вызовом. Тайна Боговоплощения Сына Божьего помогает нам понять суть природы человека и значимость его «телесности». Исходя из этого, мы можем сказать, что нашим призванием является построение настоящего «живого» опыта, укоренившегося в нашей человечности, в уважении к нашей биопсиходуховной природе.

Этическая ответственность родителей/супругов, то есть обязательства по поддержке человеческих отношений, включает:

1. Выстраивание диалога, основанного на внимании, способности выслушать, поддержке. Важно поддерживать вербальное и невербальное общение для организации полноценного диалога. Важно также иметь время и пространство для этого — в течение недели и в особенности в моменты отдыха или праздников. Цифровые инструменты могут стать помощниками в быстрой коммуникации, для определенной «вспомогательной» информации, но не могут заменить или изменить настоящий личный диалог тет-а‑тет, который задействует все чувства людей.
2. Частый обмен мнениями и оценками, которые требуют внимательного изучения и рассудительного анализа, как личного, так и в паре. Недостаточно располагать информацией и быть в курсе новостей – нужно еще развивать и способность анализировать и выносить суждения.
3. Внимание к личному пространству. Не стоит размещать информацию о личной жизни вашей пары, о некоторых моментах семейной жизни, о каких-то ее деликатных и интимных аспектах. Было бы лучше избегать Facebook, WhatsApp и других форм «псевдодружбы», которые ставят под риск уничтожения некоторые элементы личного достоинства и конфиденциальности ради чуточки «социальности».

Ответственность родителей по отношению к детям включает:

1. Воспитание детей в духе взаимного приятия и ощущения единства с окружающими. Речь идет о том, чтобы способствовать получению опыта взаимодействия с другими людьми, которые любят друг друга, делят время и пространство, терпеливы друг к другу и умеют успешно сотрудничать.
2. Поощрение здоровой и уравновешенной реальной жизни наряду с виртуальной. Необходимо признать важность физического присутствия, важно мочь видеть, слушать, касаться, обонять людей из семейного сообщества.
3. Демонстрация важности «телесности» как выражения нашей человечности и реальности наших отношений.
4. Формирование привычки к диалогу. Нужно научить детей выслушивать собеседника, вести дискуссию и формировать собственные оценки. Все эти добродетели необходимо постоянно культивировать.
5. Воспитание в детях чувства ответственности в выражении свободы и в управлении чувствами и желаниями.
6. Воспитание также и чувства стыдливости, которое не должно позволить выставлять на всеобщее обозрение всё самое сокровенное. Очень важно воспитать чувство уважения и осторожности по отношению к своим чувствам, страхам, надеждам. Научить сохранять конфиденциальность, сдержанность в плане определенных чувств и прожитого опыта. Это поможет понять, чем и как стоит делиться в Сети, а также разобраться, кто из так называемых «друзей» на самом деле таковыми не являются.
7. Обучение принципам настоящей дружбы, где нет места поверхностности, ограниченным отношениям и исключительно виртуальному взаимодействию между людьми.
8. Отрицание различных форм жестокости, агрессии, вульгарности в общении.

Таким образом, речь идет о том, чтобы создавать благоприятные условия для процессов реального общения во времена, когда оно приобретает фундаментальную важность. Папа Франциск в Amoris Laetitia напоминает:
«… родитель, одержимый стремлением знать, где сейчас его ребенок, и контролировать все его движения, стремится овладеть его личным пространством. Так он его не воспитает, не разовьет в нем силу, не научит противостоять вызовам. Важнее всего способность с любовью пробудить в ребенке процессы созревания свободы, полноценного взросления, развития истинной самостоятельности. Лишь так ребенок найдет в себе необходимые качества, помогающие защитить себя, действуя в трудных ситуациях разумно и осторожно. Поэтому главный вопрос — не где и с кем физически находится ребенок, а в чем он ищет смысл бытия, на что обращены его убеждения, цели, желания, планы на жизнь. Вот почему я спрашиваю родителей: «Стараемся ли мы понять, где на самом деле находятся наши дети? Действительно ли мы знаем, где их душа? И главное: хотим ли мы знать об этом?» (№ 261.)