Если избежать рисков невозможно, то необходимо их хотя бы минимизировать

5 / 2018     RU
Если избежать рисков невозможно, то необходимо их хотя бы минимизировать
Андрей Блёскин директор департамента технических систем Холдинга безопасности «Подразделение «Д»
Какие меры необходимо предпринять, чтобы постараться избежать повторения кемеровской трагедии, а также почему каждому из нас необходимо быть ответственным прежде всего перед собой?

LT: Андрей, отталкиваясь от трагедии, произошедшей недавно в Кемерово, что прежде всего необходимо исправить в нашей системе или нормативно-правовой базе, чтобы избежать подобных инцидентов?

АНДРЕЙ БЛЁСКИН: Разумеется, подобные трагедии являются результатом целого комплекса проблем. Но если отталкиваться от этого конкретного случая, то я бы сказал, что рынок пожарной безопасности в целом сильно зарегулирован. По моему мнению, слишком много нормативных документов существует в различных источниках. В строительной части одни, в пожарной безопасности другие, различные федеральные законы, инструкции. И выполнить все эти нормативы так, чтобы не было претензий со стороны надзорных органов, сегодня практически невозможно.
Это наследие, которое преследует нас еще с советских времен. Но современная реальность говорит нам о том, что тогда не было подобных форматов, не было торговых центров. И невозможно старыми документами сегодня оперировать при выполнении каких-то работ.
Поэтому хотелось бы, чтобы наш законодатель дошел до того, чтобы всё это переработать, разобрать и создать набор эффективных нормативных документов и законов, чтобы любой, кто несет на себе бремя ответственности, мог во всем спокойно разобраться, потому что это не всегда так легко дается.  Пусть они будут больше по объему, но главное, чтобы количество их было ограниченно, и созданы они были с учетом современности тех объектов, которые сегодня эксплуатируются и составляют определенную зону риска при посещении.

На подобных объектах охрана является первым звеном, которое должно реагировать при возникновении опасных ситуаций. На ваш взгляд, если бы работа была более слаженной, то трагедии можно было избежать?

Наверное, преждевременно пока говорить об этом, потому что окончательные результаты по «Зимней вишне» еще не подведены, но уже сейчас мы прекрасно понимаем, что безопасность была организована не совсем эффективно.
Во-первых, ЧОП, которое осуществляло безопасность, не имело в принципе права на этом объекте работать. По той простой причине, что у него в лицензии не был открыт вид деятельности для работы по объектам, подлежащим антитеррористической защищенности. Это опять-таки провал в правовом поле.
Да и в любом случае мало обложиться техникой и инструкциями – необходимо, чтобы на таких объектах, где есть определенные риски, осуществлялась систематическая работа по тренировкам, по проверке готовности, и необходимо это всё делать в комплексе. Если сотрудники охраны, сотрудники собственников, арендаторов будут четко понимать, что делать, когда что-то сработало, будут в правильном направлении и вовремя бежать, вовремя звонить в пожарную охрану и каждый будет четко представлять, что ему нужно делать в своей зоне ответственности, тогда можно будет избежать или хотя бы минимизировать риск.
И важно, чтобы люди не просто читали инструкции и расписывались под тем, что ознакомились, они должны быть натренированы. Недаром же в армии и других силовых структурах проводятся постоянные тренировки для того, чтобы люди на рефлекторном уровне могли свои функции выполнять, когда начнутся реальные боевые действия.
И в чрезвычайных ситуациях прежде всего идет проверка людей на психологическую и моральную устойчивость, потому что многие сразу забывают о том, что им предписано. А ведь инструкция по действиям во время пожара – это то, что, можно сказать, написано кровью. Это маленький устав конкретно взятых людей.
Ведь даже в «Зимней вишне» все куда-то разбежались, началось броуновское движение. А если бы эффективно сработали в момент, когда появились первые признаки задымления? Я считаю, что успели бы людей эвакуировать, на самом деле, но по какой-то причине слаженной работы не произошло.

Это не первая подобная ситуация, но почему же какие-то меры начинают приниматься только после того, как пострадает большое количество людей?

Все, к сожалению, относятся к пожарной безопасности как к некоему обязательному законодательному аспекту. Государство потребовало, и все боятся, в первую очередь, последствий при работе контрольно-надзорных органов, даже не задумываясь, к сожалению, о том, что если произойдет чрезвычайная ситуация, то последствия будут совершенно другими.
Первое, конечно же, риск причинения вреда здоровью, а то и жизни людей, которые пришли в торговый центр или другое подобное место. Нельзя просто так зарабатывать деньги и бездумно к таким вопросам относиться, потому что пожар никого не щадит и никого не спрашивает.

Часто ли мы дома можем сесть и поговорить с детьми
о технике безопасности, о том, как правильно
переходить улицу, как действовать
в случае, если произойдет пожар? Мы-то сами знаем?

Еще очень важно то, что мы, взрослые, зачастую не отдаем себе отчета в том, что много элементарного не знаем из того, что должны знать. В том числе что делать, когда пожар произойдет.
Если задуматься, часто ли мы дома можем сесть и поговорить с детьми о технике безопасности, о том, как правильно переходить улицу, как действовать в случае, если в школе или детском саду произойдет пожар? Мы-то сами знаем?
А ведь люди, которые нас окружают, – это наша зона ответственности.  Можно уповать на собственников, на охрану, на МЧС, на государство. А мы сами на себя почему не уповаем? Мы ведь сами в этом все обязаны разбираться, знать и уметь действовать. Каждый сам с собой и своим окружением должен начать работать и взять на себя эту ответственность, а знать здесь много не надо – это элементарные меры безопасности.

Получается, мало уметь и знать, что делать, необходимо подходить к подобным вопросам с моральной стороны?

Я, когда инструктирую своих сотрудников, постоянно говорю им о том, что они взяли на себя ответственность, и если они некачественно сделают свою работу, то пострадают не от меня, а пострадают морально от того, что будет результатом их плохой работы. Если произойдет инцидент с какими-то серьезными последствиями, то как они будут с этим дальше жить?
Я и наша компания в целом, конечно, очень критически, более качественно и правильно относимся к таким вопросам в первую очередь с точки зрения морали. И не совсем понимаю, когда наши конкуренты в погоне за быстрым рублем забывают обо всем: о качестве, об ответственности, – это происходит сплошь и рядом. И это тоже вопрос, с которым наше государство должно научиться справляться. Да и не только государство. У нас, видимо, менталитет такой, что нас хоть заштрафуйся. Пока мы сами не решим, что надо этим вопросом серьезно заниматься, то ничего не получится. Потому что, если бы мы были более сознательными, у нас бы и нарушений в области ПДД было меньше и меньше трагедий происходило бы.
Государству необходимо навести порядок и отрегулировать нормативно-законодательную базу, а дальше рынок должен начать выходить на другой качественный уровень. К сожалению, институты саморегулируемых организаций, которые есть в Европе, в российской действительности не достигли необходимого эффекта и не добились тех целей, которые перед ними ставились. Это всё так и осталось на уровне формального выполнения закона. Конечно же, если бы само сообщество, сам рынок начали объединяться в профессиональные группы, то это было бы намного эффективнее, чем ждать, пока государство всех поймает, проверит, оштрафует: у нас так не работает.
И если наш менталитет не исправить, то можно и нужно под него хотя бы подстраиваться, и это работа, которая должна вестись по всем фронтам: и на уровне государства, и на уровне бизнеса. И государство, конечно, должно быть основным регулятором – тем, кто должен направлять, проводить эти ниточки, вокруг которых будут обрастать эти процессы, создаваться предпосылки для того, чтобы эти объединения происходили, давая возможность приобретать плюсы, а не формально выполнять требования.

Тогда какой основной совет на будущее вы бы дали тем, кто в большей степени несет ответственность за то, чтоб такие ситуации больше не повторялись?

По предварительным заключениям можно понять, что к трагедии в «Зимней вишне» привела именно халатность.  Начиная от собственников и такой же организации, которую возглавляю я. Хочется спросить: почему все решили существовать только в плоскости закона?
Хотелось бы всем, кто несет ответственность перед людьми, которые приходят в подобные объекты с повышенным риском, адресовать некий посыл. Когда вы планируете свои затраты на безопасность, смотрите на этот вопрос не только через экономию, но и через эффективность, через надежность и длительность безаварийной эксплуатации объекта.
Я надеюсь, что после трагедии, которая произошла, будут сделаны многие выводы.
К сожалению, она не первая и не последняя. Пожары будут происходить, потому что это то, что нас постоянно сопровождает. Строений становится всё больше и больше, индустрия развивается, города растут, и опасности всё равно будут нас окружать. Просто необходимо выполнять определенные правила, и если исключить риски невозможно, то нужно их хотя бы минимизировать.