Управление мышлением – ключевая компетенция, которая сделает успешным человека 21-го века

4 / 2018     RU
Управление мышлением – ключевая компетенция, которая сделает успешным человека 21-го века
Аркадий Цукер консультант по стратегическому маркетингу, бизнес-тренер, генеральный директор Центра стратегического консалтинга
Аркадий Цукер выступил в Новосибирске с мастер-классом «Новое стратегическое мышление. Управление выбором», в ходе которого рассказал, почему сегодня для достижения успеха необходимо выходить за пределы отработанных коридоров бизнес-мышления.

Экономика меняется: раньше она была нацелена на потребителя, сегодня потребитель «скончался». Мы входим в эпоху, когда ключевым героем становится человек абсолютно другой психологической организации — «выбиратель». Покупатели теперь выбирают не товар, а лучшее следующее мгновение собственной жизни. Мы стали свидетелем потрясающего преобразования, когда рынок товаров и услуг превратился в рынок мгновений.

Потребитель — это человек, осознавший свою потребность и вышедший на рынок с целью быстрейшего ее удовлетворения. Сегодня же никто никуда не спешит, потому что покупатель уверен в том, что товара хватит на всех. Мы пережили эпоху дефицита, и сегодня главным мотивом покупки является счастье возможности выбирания. Мы живем в эпоху профицита, где превышение предложения над спросом является нормой.
Отсюда и наше мышление, мышление нашей компании должно измениться. Появились проблемы, о которых мы раньше даже и не догадывались, а многие не могут поверить в их существование до сих пор.

Структура проблемного поля компании

Давайте сориентируемся, где мы находимся и какие проблемы нам предстоит решить.
Первый тип проблем, с которым может столкнуться сегодня компания, — мотивационный: «не хотим».
Причем есть «не хотим» на уровне работников, «не хотим» на уровне топов и самое страшное — это «не хотим» на уровне собственника. Нет энергии, не хочется… Ключевой вопрос в решении мотивационного уровня проблем — это вовлеченность. Мотивационный кризис возникает, когда есть система смыслов, есть система задач, но непонятно, что именно тебе из этого всего так необходимо. Как поменяется или улучшится моя жизнь, если я начну существовать в пространстве этих задач.
На самом деле, в решении данной проблемы мир пока не придумал ничего лучше, кроме как постоянно ставить перед собой новые цели. Материальные или нематериальные, большие или маленькие. А лучший совет: просто не задавать себе подобных вопросов, в лучшем случае ответов вы не найдете, а в худшем — просто потеряете время.

2-й уровень — уровень компетентности

«Хочу, но не умею». Это означает, что для решения проблем данного уровня ваша команда не обладает необходимой квалификацией. Как это решать? Приобретать компетенцию, приобретать достаточно квалифицированных сотрудников либо отдавать на аутсорсинг. В любом случае без компетенции вы задачу не решите, как бы вы этого ни хотели, поэтому кроме мотивации всегда важно понимать, хватает ли вам компетенции для решения существующих проблем.

3-й уровень — технологический

«Не знаем, как». Нет способа решить проблему. Второй и третий уровни похожи, разница в том, что часто мы просто не понимаем саму стратегию, по которой работаем. Мы думаем, что наши сотрудники чего-то не умеют, внедряем новую технологию, а технология не приносит результат.
Типичная картина: собственник побывал на семинаре и загорелся какой-то технологией. Сейчас будем внедрять… Компания тратит ресурсы, время на обучение всех сотрудников. И вдруг мы понимаем, что технология-то крутая, но к решению нашей задачи никакого отношения не имеет. А мы потратили время, а за это время конкуренты ушли вперед. Поэтому часто возникает ситуация, при которой мы попадаем в так называемую иллюзию технологического эффекта: нам кажется, что именно в этой технологии заключается наше спасение.
Проблемы третьего уровня не решаются обучением, потому что люди добросовестно освоят не те компетенции. Это уровень технологической экспертизы — той функции, которая часто на сегодня попросту отсутствует в компаниях. Какая именно технология адекватна нашей компании, какая технология продаж вытащит нас на новый уровень — когда мы задаем себе эти вопросы? В конце. Когда мы видим, что не сработало то, на что мы потратили время внедрения.
Сегодня мы должны осваивать институты опережающей технологической экспертизы, причем как с точки зрения бизнес-процессов, так и с точки зрения процессов управления, процессов продаж продвижения. Это кропотливая работа. Внедряйте только те технологии, которые подойдут вашим нынешним целям и компетенции вашей команды. С технологиями отныне только брак по расчету.

4-й уровень — ценностный

Ценностный уровень чаще всего связан с профессиональным выгоранием. И это выгорание иногда подкрадывается с совершенно разных полюсов. Один полюс — когда всего достиг и непонятно, куда двигаться дальше. И совершенно другой — когда крутишься как можешь, но всё бесполезно. Не получается выбраться из ямы долгов, кредитов. Истории разные, а итог зачастую один: смысл начинает теряться. На этом уровне порой необходима серьезная терапевтическая работа. Поиск мотивации здесь не поможет: это проблема совсем другого порядка, необходима работа мышления.
Это преобразующие практики, медитация, это «подвиги Мюнхгаузена», потому что иногда просто необходимо поднимать себя за волосы. Но чаще всего, когда я вижу, что проблема на четвертом уровне, то предлагаю сразу проскочить на следующий. Потому что на четвертом уровне можно находиться очень долго и мучительно, да и не все мы Мюнхгаузены.

5-й уровень — онтологический

Онтология — учение о бытии, это целостная картина мира как мы его понимаем. Это некий коридор мышления, некоторые наши фундаментальные представления, которые мы не подвергаем сомнениям.
Суть в том, что наша картина мира устроена так, что в ней есть элементы, которые помогают жить, а есть элементы, которые мешают, которые устарели и не пускают нас в новые пространства. Но если у вас есть проблема, это не значит, что она не имеет решения. Это означает, что проблема не имеет решения исключительно в вашей картине мира.
И зачастую, когда мы сталкиваемся с проблемой в бизнесе, то даже не можем представить, что достаточно просто сменить угол зрения для того, чтобы понять, что проблемы и вовсе никакой нет.
Почему с четвертого уровня нужно сломя голову бежать сразу на пятый? Если ты потерял смысл, то я смею утверждать, что его бесполезно искать в той картине мира, к которой ты привык, а выход на самом деле максимально прост: когда смыслы трещат по швам, а проблемы не решаются, просто бросьте их решать.
Не занимайтесь исследованием проблемы, займитесь исследованием своей картины мира, чтобы понять, как эту картину поменять, чтобы ваши проблемы начали решаться или исчезли вовсе. 

И здесь на первый план выходит понятие мышления

Мы часто повторяем: не мы такие — жизнь такая. Про то, что мы хозяева своего мира, все помнят, но очень часто забывают.
Мы можем убедить себя в том, что мы в кризисе, и жить в кризисе. Можем рассказать, что рынка нет, и реально существовать вне его. Эффективность нашего бизнеса определяется нашим мышлением, а любой кризис, в первую очередь, в голове.
И ведь правда, когда начинаешь что-то в своей голове чинить, то многое меняется: и почему-то покупатели приходят, и продукты начинают расхватывать.
Если мы посмотрим с вами на развитие человека, то оно неразрывно связано с тем, что он всё выше и выше идет по лестнице управления собой. В детстве мы начинаем с управления своим телом: учимся ходить, передвигаться, попадать ложкой в рот. Потом, в школе, мы осваиваем управление нашим интеллектом: развиваем память, вычислительные способности. Дальше мы входим в третий этап — управление нашими эмоциями. И идеальный человек — это тот, кто владеет самообладанием. Если человек владеет собой, то он успешен, счастлив, эффективен, поэтому куча наших усилий нацелена на умение управлять нашими чувствами.
На мой взгляд, следующая ступень в развитии человека — умение управлять не только своими эмоциями, но и мышлением. Необходимо пошагово учиться владеть контролем над своей картиной мира и ее изменениями. Нужно эту картину постоянно корректировать в соответствии с изменениями нашей жизни и делать это максимально быстро.
И чем более тонко, быстро и эффективно человек сможет овладеть искусством создания и трансформации необходимой картины мира, тем более успешен он будет сегодня.