Искусство великих

11 / 2018     RU
Искусство великих
Павел Коган дирижёр
Имя маэстро входит в список величайших дирижёров двадцатого века. Он родился в прославленной музыкальной семье: его родители — эпохальные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, а дядя — великий пианист Эмиль Гилельс.

О семье

Я всегда знал, что буду двигаться по дороге, на которой находились мои родители в мире классической музыки. Я никогда не мечтал стать космонавтом или уйти в спорт, как многие дети. С самого раннего детства я начал полностью отдаваться искусству и тратил на это большую часть своего времени.

О выборе профессии

Меня невероятно привлекала симфоническая музыка — я часто бывал на серьёзных репетициях великих советских дирижеров. Я наблюдал за всем этим процессом, захваченный потрясающей уникальностью симфонического репертуара. С юных лет я представлял себя за дирижерским пультом, ведь самый богатый инструмент — это симфонический оркестр. Ни орган, ни фортепиано не смогут передать всю силу и энергетику музыки, как это делает симфония…

Об искусстве дирижирования

Дирижер — это, прежде всего, собирательный образ, ведь он должен обладать самыми фундаментальными знаниями среди людей исполнительских профессий. Кроме того, это, безусловно, природные качества: сила характера, острейший слух, коммуникабельность, знание психологии — это все то, без чего не обойтись в нашем деле. Признаться честно, я до сих пор сталкиваюсь с трудностями и изучаю то, чем занимаюсь, несмотря на мой колоссальный опыт. Здесь необходимо постоянное развитие и самосовершенствование.

О качестве музыкального образования в России

Раньше музыку преподавали уникальные профессионалы: композиторы, инструменталисты, профессора дирижерского искусства. Когда я учился в Московской консерватории, у меня преподавали такие великие люди, как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Павел Коган, Мстислав Ростропович и другие. Сейчас такого, к сожалению, уже нет. Также нет чёткого понимания инструментальной, скрипичной, фортепианной школ, которые всегда во всем мире были на высоте. Однако пройдут десятки лет, и, надеюсь, все поменяется.

О новом поколении слушателей

Я думаю, что везде есть любители, которые регулярно посещают концерты классической музыки. Мне хотелось бы, чтобы аудитория увеличивалась за счет молодых людей! Чтобы молодёжь тоже приобщалась к великому искусству, ведь это прежде всего развивает чувство прекрасного! Я застал слом поколений и могу сказать, что раньше слушатели были настоящими фанатиками музыки: они по ночам стояли у касс за абонементом на концерт, знали сильные и слабые стороны исполнителей. Такого сейчас, к сожалению, я не наблюдаю.