Бренд объединённой Сибири

10 / 2018     RU
Бренд объединённой Сибири
Геннадий Гусельников сотрудник исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» с 2003 года, эксперт в построении межрегиональных отношений, с октября 2018 года — председатель исполкома МАСС
Какие масштабные задачи стоят перед МАСС сегодня и как в идеале выглядит единая Сибирь, LEADERS TODAY узнал у нового председателя исполкома Межрегиональной ассоциации Геннадия Гусельникова.

LT: Какие направления в работе МАСС сегодня в приоритете? Почему?

ГЕННАДИЙ ГУСЕЛЬНИКОВ: Изначально МАСС создавалась для ликвидации дифференциации республик, краёв и областей Сибири как по уровню развития производства, так и по уровню благосостояния населения. Тогда, в конце 80‑х — начале 90‑х годов, были строго ограничены поставки товаров на соседние рынки. Новосибирск, к примеру, не пускал на свою территорию омскую питьевую воду, а Омск, в свою очередь, — кемеровский уголь. Перед ассоциацией стояла цель обозначить контуры интегрированной экономической среды СФО, развить и укрепить взаимовыгодные отношения между субъектами по широкому спектру направлений. Сейчас наши задачи не менее масштабны, и все они направлены на одно — усиление роли территорий Сибири в реализации единой экономической политики России.
Расстановка приоритетов в работе МАСС — исключительно совместное решение руководителей регионов, входящих в Совет ассоциации. На данный момент я бы выделил четыре главных направления.
Первое — развитие реального сектора экономики. На решение этой задачи нацелена программа реиндустриализации Сибири, которая предлагает идти путём восстановления и модернизации действующих производств на базе принципиально новых технологий, позволяющих существенно увеличить объём выпускаемой продукции, качество услуг и производительность труда. Как мы действуем? На самом деле, схема классическая. Мы берём опыт — совокупность знаний отдельного региона по конкретному направлению, совместно с его авторами находим допущенные ошибки, разрабатываем концепцию их устранения и создаём эталон, который затем примеряем к каждому субъекту. Здесь нужно понимать: эталон Новосибирской области применительно к Республике Тыва работать не будет, но, выработав дорожную карту приближения к нему, мы достигаем единой жизнеспособной модели. Это и есть стандартная задача ассоциации — находить опыт, совершенствовать его и предлагать субъектам для внедрения.
Второе важное направление деятельности МАСС — социальная сфера. Сейчас остро стоит проблема рынка труда. Весной мы провели мониторинг в СФО по рабочим специальностям и выяснили, что объём потребности в них составляет 39 тысяч человек ежемесячно (в данном случае — данные за май 2018 года). Специалисты у нас, безусловно, есть, однако большинство из них предпочитает работать вахтовым методом в других федеральных округах. Сегодня существует проблема, которая, на мой взгляд, вызвана переходом на Болонскую систему образования, предусматривающую выпуск специалистов с определёнными готовыми компетенциями. Зачастую случается так, что эти компетенции не совпадают с потребностями предприятия. И виноват здесь не вуз, а сама организация, поскольку не потрудилась разработать ни механизм непосредственного взаимодействия с высшими учебными заведениями, ни модель по доучиванию студентов. Однако надо отдать должное многим сибирским компаниям: как только у них появляются дополнительные средства, они начинают программу отбора и подготовки кадров, строят жильё для своих сотрудников, открывают курсы повышения квалификации, понимая, что всё это — законы дальнейшего экономического развития. На такой шаг способен только лидер, который осознал: для полноценного успеха недостаточно просто делать деньги, нужно ещё и представить себя обществу как личность. В помощь руководителям МАСС поддерживает и реализует проекты по профориентации и бизнес-ориентированию молодёжи.

Мы бёрем опыт — совокупность знаний отдельного региона
по конкретному направлению, совместно с его авторами
находим допущенные ошибки, разрабатываем концепцию
их устранения и создаём эталон, который затем
примеряем к каждому субъекту

Третий пункт — инфраструктура. В этом вопросе приоритет отдаётся транспортной связанности регионов, распределению пассажирских потоков — целям, которые поставил перед СФО президент Владимир Путин. Что касается воздушного транспорта, Новосибирская область даёт хорошие показатели: так, по итогам 2017 года аэропорт Толмачёво установил рекорд — было перевезено более пяти миллионов пассажиров. На данный момент это самый крупный хаб за Уралом. Однако мы должны смотреть шире и мыслить в масштабах целого федерального округа. Поэтому наша задача — проработать вопрос организации потоков не только аэропорта Толмачёво, но и других аэропортов Сибири. На это и нацелена наша инфраструктурная программа развития межрегионального авиационного сообщения. С наземным транспортом также предстоит большая работа. В августе Владимир Путин решил судьбу федеральной дороги Абакан—Бийск — трассы, которая не только объединит регионы Сибири в «туристическое кольцо», но и значительно сократит расстояние между ними. Так, например, с её появлением расстояние от Абакана до Междуреченска и Шерегеша уменьшится втрое, до Белокурихи, Горного Алтая и Новокузнецка — почти в два раза, до Новосибирска и Барнаула — на несколько десятков километров, до Бийска — в два с половиной раза. Этот транспортный коридор откроет для субъектов СФО большие экономические перспективы и решит, наконец, вопрос выхода товаров на соседние рынки. На базе дороги Абакан—Бийск МАСС пытается выстроить ту самую модель, которая адаптирует некий опыт ко всем регионам Сибири.
И, наконец, четвёртый блок нашей работы — экономика. Здесь во главу угла мы ставим идею агломерации — компактного скопления населенных пунктов, связанных между собой транспортом и социумом. Проще говоря, мы хотим ускорить и удешевить процесс перемещения из точки А в точку Б, так как за счёт сокращения временного интервала увеличивается скорость экономического развития.

А как вы работаете с бизнесом? В чём преимущество такого взаимодействия для предпринимателей?

Бизнес регулярно приходит к нам с предложениями. Как это работает? Например, ГК «Ренова» обратилась к МАСС с инициативой по развитию интеллектуальной транспортной системы, 2ГИС — с нововведениями по картографии. Мы собрали все предложения и вынесли их на суд профильного экспертно-консультативного совета. Если совет одобрит идею ГК «Ренова», то она попадает в комплексную программу развития навигационной сети. МАСС не осуществляет финансирование проекта, однако этот проект получает административную поддержку, что достаточно важно для установления отношений с инвестором. Здесь мы, по сути, выполняем координационные функции, помогая бизнесу с поиском кадров и организацией работы в опредёленных временных рамках. И всё для того, чтобы на выходе получился тот продукт, который действительно нужен Сибири.
Раз уж речь пошла о навигации, я бы хотел немного рассказать ещё об одном важном проекте. Есть ГЛОНАСС — воздушная группировка, которая накрывает «зонтиком» страну. Для того, чтобы система работала, необходимы наземные станции: в Новосибирске их 26, в Омске — 18, в Туве — 3. Рассмотрим ситуацию. Допустим, из Омска в Туву едет бензовоз, а у Новосибирска, по территории которого осуществляется транспортировка, данных по нему нет. А ведь это особо опасный груз! Некоторые сведения, конечно, доступны, но лишь локально: целостную картину система не воспринимает. Несколько лет назад мы пытались решить этот вопрос, ведь речь идёт о самом главном — безопасности. Тогда было подписано соглашение между регионами, и какое-то время система работала исправно, но потом про неё почему-то стали забывать. Сейчас мы заново взялись за эту работу, дополнили документ прикладными решениями, которые нам предоставили Роскосмос, Сибирский государственный университет геосистем и технологий и 2ГИС, и начали писать программу по созданию безопасной и прозрачной системы навигации.

В целом создаётся ощущение, что МАСС сегодня находится на стартовой позиции. Насколько это действительно так?

Действительно, 2018 год можно назвать стартовым. Когда мы перевели деятельность исполкома на проектную модель, появились новые сложные, но при этом интересные задачи, которые буквально пять лет назад казались неосуществимыми. Раньше МАСС выполняла в основном функцию объединения регионов Сибири. Теперь же, когда эта цель почти достигнута, мы можем позволить себе заняться развитием уже налаженных связей, укреплением экономического сотрудничества, реализацией многопрофильных проектов и открытием перспектив. На сегодня у нас есть восемь проектных идей, где отображены потребности регионов. Их МАСС положит в основу плана работы в 2019 году.

Почему только восемь проектов?

Дело в том, что привлечение проектной команды стоит дорого, и бюджет позволяет нам финансировать ограниченное количество специалистов. Для примера: проект по утилизации золошлаковых отходов стоит 84 миллиона рублей. На эти средства мы должны собрать проектную команду, которая разработает ТЭО (технико-экономическое обоснование), механизм привлечения инвестиций и бизнес-модель, а также выявить круг заинтересованных сторон, сформировать систему целей и детально представить путь, по которому нам необходимо пройти, чтобы удовлетворить запросы трех заказчиков МАСС — регионов, примкнувшего к нам полпреда и общества.

Насколько трёхуровневая система управления МАСС эффективна сегодня?

В структуру МАСС входит высший орган управления — Совет ассоциации, состоящий из 12 губернаторов и 12 руководителей законодательных собраний, и исполнительный комитет, который организует текущую работу между заседаниями Совета и создает механизм деловых взаимоотношений регионов Сибири. Также у нас функционируют экспертно-консультативные советы. Их миссия — получать инсайдерскую информацию от регионов относительно существующих проблем, выявлять их потребности и обнаруживать выгоды, которые они смогут извлечь из межрегионального взаимодействия. Такая трехуровневая структура МАСС позволяет нам от начала до конца проработать тот или иной проект, определить точки роста и курс развития для каждого субъекта СФО.