О науке

9 / 2016     RU
О науке
Владимир Елиферьевич Накоряков академик РАН, специалист в области теплофизики и физической гидродинамики, лауреат Государственной премии СССР
Интересно, что наиболее эффективно академии наук Франции и России работали под руководством диктаторов этих стран.

Во Франции это, несомненно, Наполеон. Он создал реальную высокоактивную Академию наук Франции, куда привлек выдающихся ученых своего времени: Гаспара Монжа, Пьера-Симона Лапласа, Алессандро Вольту, Андре-Мари Ампера и многих других. Сам Наполеон, высокообразованный человек, владел дифференциальным исчислением. Когда один из артиллерийских генералов жаловался на то, что его не приняли в Академию наук, Наполеон заявил: «Вот это и правильно, лично я умею решать дифференциальные уравнения». Кроме этого, при активном участии Наполеона аптекарь Антуан-Огюст Пармантье начал проект внедрения картофеля во Франции как необходимого для всех национального продукта питания. Также по его инициативе во Франции в то время, когда Англия заблокировала поставки сахара во Францию, было начато производство сахара из сахарной свеклы. Наполеоном был поддержан проект подводной лодки еще на первом этапе ее конструирования; начато внедрение производства патронов; начато производство спичек. Кроме этого, были приняты и до сих пор работают уголовный и гражданский кодексы. В состав личного совета Наполеона входили писатели, художники, ученые, банкиры и т. п.

В России при Петре I была создана первая Академия наук — Петербургская академия наук, он организовал первый академический университет — Санкт-Петербургский политехнический университет и гимназию; пригласил ведущих ученых Европы — великого математика и механика Леонарда Эйлера, братьев Бернулли и многих других. В период после Петра I и практически до революции Академия наук влачила жалкое существование; не хватало денег даже на оформление каких-либо элементарных документов.

Позже И. В. Сталин создал мощное министерство науки — Академию наук, финансирование которой в те годы было более чем достаточным. Всегда было достаточное количество средств на оборудование и материалы, доступ к международной литературе, публикациям и монографиям был неограничен, и они переводились на русский язык; в разных концах страны организовывались крупные национальные научные конференции и многочисленные семинары. Быстро развивались Академии наук в СССР — в Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Грузии, Армении, Азербайджане, Украине, странах Прибалтики. Был создан Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, где наука и воспитание ученых были органически соединены; была создана сеть олимпиад по математике, физике и химии; дети воспитывались и обучались в специальных школах-интернатах, куда принимались отличники из обычных школ и победители олимпиад.

Престиж ученого тогда был очень высок. Академики и член-корреспонденты Академии наук имели очень высокие по тем временам заработные платы. Академия наук была сравнительна малочисленна, но ее эффективность была более высокой, чем сейчас. Это было время атмосферы творчества и беспрецедентного фанатичного труда, хотя, конечно, был дефицит техники, естественно, компьютеров, международного общения. Причины этому были разные, но в сталинские времена громадную роль играло желание повышать обороноспособность страны и быть на уровне основных доходящих до нас из-за рубежа новых результатов. Когда открылось «окно в Европу», то и американцы, и европейцы были изумлены громадным объемом высокофундаментальных достижений, полученных в эти годы Россией.

История не повторяется. Возрождение Академии наук в старых ее формах сегодня, в наше время монетарной экономики, невозможно. Я убежден, что фундаментальная наука будут продолжать развиваться и в Академии наук, и в вузах, и в корпорациях после понимания того, что Академия наук должна быть резко сокращена по объему, причем со средоточием сил старшего поколения академиков, имеющих в полной мере сохранившуюся память, а не компьютерную. На основе нынешней молодежи возрастом до 40 лет не только фундаментальной науке, но и прикладной, и инженерной, творческого места не найдется, так как молодежь лишена собственной памяти.
Таков мой печальный вывод.