«Сибирская капелла» должна зазвучать на весь мир!

2 / 2016    RU
Елена Рудзей, художественный руководитель Международного фестиваля «Сибирские сезоны», руководитель Сводного детского хора Новосибирска и Новосибирской области и Сергей Шебалин, дирижер, генеральный директор Международного фестиваля «Сибирские сезоны»
31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил Стратегию национальной безопасности, согласно которой культура возводится в ранг национальных приоритетов, являясь важнейшим фактором качества жизни и целостности страны.

СТИЛЬ: Сергей, Елена, мы живем в эпоху глобализации и активного культурного обмена, а вы подчеркиваете, что нужно углублять и развивать национальные традиции. Почему?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: Международный обмен – это безусловное благо нашего времени, однако, когда мы приезжаем в другую страну, мы жаждем увидеть иную атмосферу, иную культуру, историю, вплоть до национальной кухни. И этот элемент уникальности заключает в себе традиция, препятствующая размыванию национального характера.
Или приведу другой пример культурной традиции, из жизни великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который в 1917 году был вынужден покинуть Россию и уехать в США. Вы знаете, с тех пор он потерял способность писать музыку. Только перед самой смертью создал опус «Симфонические танцы», переполненный тоской о родной земле, который без слез слушать невозможно. А ведь когда-то маленький Сережа Рахманинов каждые субботу и воскресенье ходил со своей бабушкой в церковь и слушал церковный хор – средоточие нашей многовековой культуры, ключ, который был нам передан Византией.

Русские люди рождались с песнями, и с песнями их провожали в последний путь, они крестились, женились и трудились с песней. И, наверное, поэтому в самый темный для России час, в 1915 году, Рахманинов написал свое невероятное «Всенощное бдение» – многоголосый сплав народного эпоса, лирики и драмы, воплощение духа русской нации. Такие произведения должны впитываться и нами, и нашими детьми с самых малых лет.
Однако когда вы последний раз слушали «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова? Помню, в Новосибирске последний раз это, пожалуй, главное национальное сочинение звучало десять лет назад, когда гастролировал хор Большого театра. Но без этого опыта мы лишены представления, что такое «мы как народ».

Да, но слово «хор» сегодня у многих ассоциируется с неким анахронизмом…

СЕРГЕЙ ШЕБАЛИН: К сожалению, для большинства наших современников, хор – это тетеньки в платьях-торшерах, которые строем вышли, спели что-то невнятное и строем ушли. Между тем хоровое искусство, хор в России – это культурный код нации.

Подумайте только, Иоанн III, объединивший большую часть русских земель вокруг Москвы и сам писавший хоровую музыку, уже в 1479 году создает первый в России профессиональный коллектив – хор. Было ли что-то подобное в это время в Италии, Англии, Франции? Конечно, нет. Сегодня Хор государевых певческих дьяков, созданный Иоанном III более пятисот лет назад, носит имя Михаила Ивановича Глинки и по-прежнему олицетворяет собой дух нации.

Кстати, сейчас этот коллектив – певческая капелла, находится в Санкт-Петербурге. Обустроив город на Неве, Петр I первым делом перевез туда государственный хор, более того, брал его с собой во все походы и даже пел в нем басом.

Еще совсем недавно, чуть более века назад практически в любой сельской церкви были клиросы (места для хора), рассчитанные на сто человек и больше! К примеру, в хоре рабочих курсов города Москвы было задействовано более 250 человек.

А в каком состоянии хоровая певческая культура России находится сейчас?

СЕРГЕЙ ШЕБАЛИН: Давайте посмотрим в контексте истории и территории региона, в контексте Новосибирска как узлового субъекта. Ведь мы всегда чутко реагируем на отношение государства к культуре, потому что это показатель квалификации принимаемых решений. Может показаться странным такое соседство, однако в последнее время активная разработка и освоение ресурсов Арктики декларируются государством в рамках Стратегии национальной безопасности буквально через десяток абзацев с тезисами культурной безопасности страны. Впервые культуре дан столь высокий стратегический контекст в рамках главного документа, доктрины развития.

Случайно ли это соседство?

Семьдесят лет назад подъем Новосибирска становится полностью государственным проектом. Тогда было принято стратегическое решение развивать фундаментальную науку, большую культуру, образование, И по сути, не будь на то «государевой воли», не случился бы феномен Академгородка, личности Лаврентьева, Каца, город Новосибирск не фигурировал бы в контексте развития страны. Так и сегодня: понимая, что деятельность в области культуры и образования приобретает значение, аналогичное исследованиям атомного ядра 60 лет назад, лишь государство с его ресурсным, экономическим и административным потенциалом способно системно изменить ситуацию.

И что же теперь, ждать, когда государство примет решение перейти от слов к действиям?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: Мы не ждем. Уже на протяжении шести лет мы формируем новую культурную концепцию в рамках деятельности хора и оркестра международного фестиваля «Сибирские сезоны». На сегодня коллективы «Сибирских сезонов» осуществляют масштабную концертно-просветительскую деятельность в регионе и стране: Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово, Екатеринбург, Москва.
Мы успешно сотрудничаем с международными фестивалями, Московской, Томской, Алтайской, Кемеровской государственными филармониями, коллективами, солистами, дирижерами, хореографами, художниками из Китая, Германии, Польши, Голландии.

Концертная практика коллективов включает 20 мировых и более 36 всероссийских премьер. Так, например, в 2015 году впервые в стране прозвучали «Страсти по Марку» И.С. Баха и документальная видеоопера Стива Райха «Три истории».

Однако существующие, пусть и международного уровня проекты, к сожалению, явления сезонного порядка и не способны удержать талантливую молодежь в регионе.

В итоге кадровый потенциал разбазаривается.

Только за последние несколько лет из Сибири выехало от 30 до 40 перспективных молодых музыкантов, понятно, что это лучшие. Уезжают в Москву и Северную столицу, где не на порядок, а на порядки – иные условия и ресурсы развития. Нормальна ли подобная ситуация, когда граждане страны приходят к мысли, что достойная жизнь существует только в столицах?
Очевидно, что сегодня непростое время, однако наша история имеет факты: в 1944 году в Новосибирске был основан легендарный, ныне Государственный академический Сибирский русский народный хор, а через три дня после Победы, в мае 1945 года страна открывала крупнейший Новосибирский оперный театр. Значит, можем?

Что, на ваш взгляд, способно изменить ситуацию?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: Только системный подход. Невозможно действовать эпизодически и быть при этом по-настоящему эффективным. Время акционности, проектности проходит – необходимо мыслить и действовать системно.
Поэтому мы приняли решение о создании Государственной певческой симфонической капеллы Сибири – как системной, концертно-просветительской организации от Урала до Тихого океана на базе хора и оркестра международного фестиваля «Сибирские сезоны». Это мощный коллектив, способный исполнять совершенно феноменальные произведения с тем имперским размахом, который был присущ России в эпоху ее культурного расцвета, – только теперь на системной основе.

СЕРГЕЙ ШЕБАЛИН: Стратегической целью капеллы станет реализация государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в области культуры с приоритетом просвещения, образования и воспитания, с формированием уникального бренда Сибири, стратегией продвижения русского мирового искусства в Сибирский и Азиатский регионы.
Помимо этого, капелла способна курировать концертно-просветительскую и воспитательную работу Сводного детского хора Новосибирска и Новосибирской области (художественный руководитель хора – Елена Рудзей), где ведущие коллективы – лауреаты всероссийских и международных конкурсов, а дети от 10 до 18 лет участвуют в грандиозных хоровых праздниках.
Что может быть важнее и эффективнее этой работы? ВПК? Безусловно. Но у завтрашних детей, подростков, у будущего народа должно быть сформировано представление: что отстаиваем, какую историю, какую культуру, чью самобытность. И если говорить образно, но по существу, капелла должна формировать иммунитет, обеспечивающий устойчивость государства.

Скажите, а находит ли отклик дело создания столь масштабного проекта?

СЕРГЕЙ ШЕБАЛИН: К счастью, сегодня у капеллы много союзников и единомышленников со стороны как бизнеса, так и государства. Для каждого это становится символом сопричастности настоящему делу, что сродни строительству храма или причастности создания национального символа: Большого театра, ансамбля имени А. Александрова.

Что это? Почему появились люди, желающие помочь сделать общее дело?

Захотелось Родины, захотелось России, захотелось своего.