Прежде чем говорить о ценностях, которые культура должна воспитывать в людях, нам нужно добиться согласия в обществе...

1 / 2016     RU
Прежде чем говорить о ценностях, которые культура должна воспитывать в людях, нам нужно добиться согласия в обществе...
Игорь Решетников министр культуры Новосибирской области
На каких идеях, ценностях и ресурсах отныне будет строиться наша культурная политика.

Мы воспользовались этим принципом открытости, чтобы познакомиться с человеком, который взял на себя ответственность за одну из самых сложных и противоречивых сфер в регионе, и выяснить, на каких идеях, ценностях и ресурсах отныне будет строиться вся наша культурная политика.

СТИЛЬ: Игорь Николаевич, назовите основные ресурсы, которые мы можем использовать для развития культуры в регионе?

ИГОРЬ РЕШЕТНИКОВ: Я считаю, что ставку нужно делать на область. У нас с вами 35 муниципальных образований, а именно: более 800 библиотек, 1300 культурно-досуговых учреждений, 91 детская школа искусств, не говоря уже о творческих коллективах и народных театрах, писательских и поэтических клубах — это огромная сила, потенциал, на котором базируется и сам город Новосибирск. И в этом мощнейшем контексте министерство культуры не может быть, как я говорю, агентством «праздник-праздник». Мы должны формировать региональную политику в целом. В Новосибирске есть свой департамент культуры, спорта и молодежной политики, множество культурных учреждений, которые делают все, чтобы горожанам было комфортно жить. Концерты, спектакли, выставки, фестивали — выбор мероприятий огромный. Но нужно помнить, что изначально все вышло из народно-самодеятельного искусства, родиной которого является область. Огромное количество людей здесь посвящают свой досуг творчеству: поют народные песни и танцуют народные танцы, проводят фестивали и конкурсы народных талантов, работают в детских школах искусств. Мы должны поддержать и сохранить все это, потому что в будущем одаренная молодежь из районов вырастет и придет к нам.

Наверное, никто, кроме работников вашего ведомства, понятия не имеет, насколько богата культурная жизнь в области. Да и в городе тоже.

Слабая информационная поддержка — это наша болезнь. В бытность министром культуры Натальи Васильевны Ярославцевой мы делали информационный портал «Перекрестки культур», но проект не получил должного развития. Нужна единая, очень живая информационная точка, в которой сходились бы все направления культурной жизни в регионе. В Омске и Томске, например, есть туристические порталы, на которых можно получить исторические справки, выбрать экскурсии, просканировать всю культурную жизнь города и области. Нам нужно что-то подобное. А то пока мы получаем из области культуры все больше «горячих» новостей: что-то где-то сгорело, протекло, вызвало конфликт.

А почему в последние пару лет так неспокойно?

Вы знаете, покоя не находят или те, кто делает себе имя, или те, кто строит на этом политическую карьеру, или люди, которым нечем заняться. Еще откуда-то взялась эта привычка решать все через суды. Вместо того чтобы садиться за стол переговоров и искать точки соприкосновения, стороны сразу приходят с готовыми решениями: уволить, снять, убрать. Даже когда мы проводим общественные слушания, то заранее понимаем, что будет две непримиримых точки зрения и третьего не дано. Но это же неправильно: любой человек может ошибаться, поэтому надо вместе искать верное решение.

Как у вас складываются отношения с ближайшими коллегами — городским департаментом культуры, спорта и молодежной политики?

С Анной Терешковой мы хорошо понимаем друг друга: она слышит меня, охотно идет навстречу. На нее сейчас многие нападают по разным поводам, почему-то забывая, что классный День города, шикарное 9 Мая, молодежные и спортивные праздники, возрождение сибирской школы документалистики — это креатив ее департамента. А какой был Новый год — сколько площадок работало! Люди не хотят всего этого замечать и видят только плохое. Вот почему необходимо выстраивать совместную политику в сфере культуры на позитиве. А городу и области нужно консолидироваться для проведения совместных интересных мероприятий.
Даже Год кино вы вместе с Надеждой Болтенко и Союзом женщин России открывали не в Новосибирске, а в Коченево.

Да, потому что я хочу вернуть кинопоказ в районы — каждый человек должен получить те блага, которые есть в Новосибирске. Это будет непросто, ведь оборудования для проката цифровых фильмов нет. Но недавно мы в Тогучине выиграли грант на пять миллионов рублей — будем ставить туда новую технику. А потом потихонечку поставим и в других районах. Сейчас переформируем Кинопрокат Новосибирской области: там подбирается хорошая команда — и молодые ребята, и опытные специалисты, очень хорошо знающие свое дело. Кстати, у них есть единственное за Уралом оборудование, на котором можно проводить оцифровку видеоматериалов — будем разворачиваться в этом направлении и пытаться зарабатывать деньги. Потому что до сих пор все оцифровывалось только в Москве, а у нас будет дешевле.

Хорошая идея.

Идей много, мыслей много. Я не строю планов, что завтра все изменю, потому что это нереально при том небольшом финансировании, которое сейчас есть. Но деньги не все решают. Главное — это люди и правильная организация.

Вы выглядите очень вдохновленным.

Я люблю свою работу, болею ей — это мое. И вся семья меня поддерживает, потому что жена и дети очень хорошо меня понимают. Когда я был директором департамента культуры в «Сибирском соглашении», мы делали столько мероприятий! Я дружил со многими руководителями культурных учреждений (и до сих пор дружу), участвовал почти во всех театральных фестивалях — последние годы даже был членом жюри в «Ново Сибирском транзите». Может быть, сейчас я ничего нового не придумаю, но мы хотя бы начнем поднимать культурную жизнь в области, будем думать, как работать с Москвой и налаживать связи с другими регионами. Сейчас связи с нашими соседями в Сибири в основном утрачены.

Почему?

Нет координатора, который занимался бы этим. Раньше такую функцию мы выполняли в «Сибирском соглашении»: очень дружно жили и общались. Проходили ли «Шукшинские дни на Алтае» или отмечался День Республики в Хакасии — на праздники съезжались руководители культурных департаментов со всего Сибирского федерального округа: обменивались опытом, обсуждали совместные проекты. Нужен хороший организатор, чтобы все это возродить.

Вы — хороший организатор?

По своему складу я, скорее, проектный менеджер, который работает по принципу «или хорошо, или никак». Однажды, когда я был еще заместителем министра культуры, мне поручили организовать Дельфийские игры буквально за два месяца до их начала, и, как говорили потом наши гости, это были лучшие Дельфийские игры, которые можно было себе представить. Всё потому, что мне самому дали сформировать команду, и это была действительно шикарная команда, с которой я был готов сворачивать горы. И я по-прежнему считаю, что работа будет только там, где будет хорошая команда.

Кто сегодня в вашей команде?

Работники всех учреждений культуры, которые трудятся в городе и области: руководители домов культуры, директора театров и библиотек, организаторы фестивалей — в большинстве своем это прекрасные менеджеры, которые всегда мне помогали. В области очень много глав муниципальных образований и их заместителей, начальников отделов культуры, с которыми я работал, уже будучи заместителем министра. Это всё мои единомышленники, с которыми мы давно продуктивно работаем. В министерстве культуры также давно сложившийся профессиональный коллектив, готовый решать любые творческие задачи, результат которых немало зависит от дисциплины и ответственности. Считаю, что без этого сегодня работать нельзя.

Военное прошлое сказывается?

Наверное, да — никуда эта офицерская жилка уже не денется. Все-таки я в общей сложности провел в армии двадцать лет, в отставку вышел подполковником. На гражданке работаю всего пятнадцать лет. И, наверное, поэтому меня считают человеком не очень творческим. Но я родился в семье, в которой почти все занимались живописью, и с детства люблю всё, что связано с искусством. Поэтому даже в армии культура играла огромную роль в моей жизни: на службе я руководил Домом культуры и не одним, занимался молодежной политикой. Кстати, в культурной сфере Новосибирска сегодня занято много ребят с военным прошлым, с которыми я вместе служил, а теперь их все знают и любят как прекрасных артистов: руководитель городского духового оркестра Игорь Зугров, руководитель «Сибирского Диксиленда» Сергей Гершенович, дирижер нашего эстрадного оркестра Виктор Иванов.

А специальное образование, связанное с культурой, у вас есть?

Самое первое — это детская хоровая школа. Я долго пел в хоре мальчиков в Республике Карелия, занимался в театральной студии. В юности закончил Суворовское училище и считаю, что эта школа была бы лучшей для любого работника культуры. Мы жили в одном из красивейших дворцов Екатерининской эпохи, наши уроки литературы проходили в музеях и театрах Ленинграда с прекрасными преподавателями. Нас учили этике и танцам — с тех пор я хорошо вальсирую. Это были два года абсолютного счастья в моей жизни, я очень за них благодарен. Когда я учился в Новосибирском военно-политическом училище, мне тоже очень повезло: у нас были те же преподаватели, что и в Новосибирском государственном университете. И наш уровень подготовки по гуманитарным наукам — история, философия, литература, обществоведение, психология — уж точно не уступал тому, что был в НГУ. В армии я освоил профессию киномеханика, показывал фильмы — у меня до сих пор где-то лежит удостоверение. А еще я состою в Союзе журналистов России. Писать начал тоже в армии — было много моих публикаций в «Красной звезде» и «Воине России». А потом, когда создавалась партия «Единая Россия», уже самостоятельно делал газету, которую мы верстали прямо у меня в кабинете. Так что большинство журналистов старой формации знают меня как своего коллегу.

Такое впечатление, что в своей сфере вы умеете все!

Невозможно уметь все, я стараюсь учиться. Пока я был заместителем министра, не было практически ни одного года, чтобы я не повышал свою квалификацию. Второе высшее образование получил по социальной психологии в НГУ. И в 90 е пару лет даже поработал психологом в детском центре социальной адаптации в Кировском районе. Потом, опять же при НГУ, повышал свою проектную квалификацию. А в прошлом году закончил с красным дипломом закончил учебу на факультете государственного и муниципального управления в Новосибирском государственном аграрном университете.

Игорь Николаевич, с таким багажом опыта и знаний у вас есть четкое видение стратегии, согласно которой должна развиваться культура в области?

Есть. Мы все люди из народа — нужно понимать это – и должны поднимать и сохранять нашу национальную самодеятельную русскую — и не только — культуру, то есть все, что относится к народному творчеству. Это во первых. Во вторых, в нашем поле зрения система образования в сфере культуры. У нас есть музыкальный колледж, колледж культуры и искусства, хореографический колледж, специальная музыкальная школа при консерватории и, наконец, сама консерватория, которая является высшей точкой в этой системе. Я буду уделять этой образовательной структуре очень много внимания, потому что в ней воспитываются наши будущие кадры. Не может непрофессиональный хореограф учить детей танцевать, непрофессиональный педагог — петь, а человек со средним школьным образованием — руководить целым Домом культуры. Обязательно надо, чтобы люди, работающие в нашей сфере, имели специальное образование. Еще одна серьезная задача, которая перед нами стоит, — налаживание коммуникаций с главами муниципальных образований в области. Пока 131 й федеральный закон не позволяет нам вмешиваться в их политику, а ведь там надо решать вопросы и с кадрами, и со служебным жильем для работников культуры. Если не выстроим коммуникации, то начнется в нашей сфере хаос, а должна быть — отлаженная система.

На какие ценности должна, по-вашему, опираться региональная культурная политика?

Мне очень хочется сказать «духовность, нравственность, семья», но, прежде чем мы придем к этому, нужно добиться согласия в обществе — в городе и области. Без этого очень сложно. Для начала надо хотя бы изучить свои традиции и свой родной язык. Поэтому вместе с министерством образования нам нужно поднять огромный пласт по работе с детьми: необходимо внедрять культурные мероприятия в образовательные программы. Мы это делаем: дети посещают выставки и концерты. Но пока нам легче работать со школами самостоятельно, напрямую, а в идеале нам нужна обширная межведомственная программа. Есть и еще одна сфера, в которой нам предстоит активно работать при поддержке министерств и ведомств, — это национальная политика. Человек должен знать культуру и язык своей страны, но если он приехал в в другое государство, то ему необходимо внедриться в новую культуру и научиться ее уважать. Поэтому сейчас мы должны очень тонко работать с представителями различных культур и конфессий. Благо руководители многих национальных диаспор — очень грамотные и образованные люди, с которыми можно и нужно сотрудничать. Во многом нам помогает и наш Дом национальных культур, под крышей которого проходят потрясающие праздники — от Новруз-байрама до Масленицы, и приглашаются на них и русские, и украинцы, и татары, и все желающие. А ежегодный мультикультурный фестиваль в Бердске и вовсе собирает представителей всех народов, проживающих на Новосибирской земле.

Люди из мира культуры говорят, что вы очень отзывчивый человек, всегда поддержите любое общественное начинание, поможете.

Я сам работал в общественной организации восемь лет и всегда готов помочь коллегам. Мне только не нравятся разговоры из серии: «Вы нам не даете денег, поэтому мы не будем ничего проводить». Я удивляюсь этому, потому что сам денег никогда не просил — всегда искал спонсоров, договаривался. И сейчас среди моих друзей много молодых ребят, которым мы помогаем иногда подать заявку на получение гранта или найти помещение на льготных условиях, а остальное они делают сами. Например, Даша Атрашкевич ставит с детьми музыкальные спектакли — ее «Алиса в Зазеркалье» просто великолепна. Ольга Залетина создала детскую студию, где учит ребят бальным танцам и делает прекрасные постановки совместно с профессиональными артистами оперного театра. Мы отлично работаем с обоими Союзами художников, которые сами организовали передвижную выставку картин по всей области. Союз писателей сейчас будет хорошо нам помогать поддерживать новосибирских поэтов и писателей через журнал «Сибирские огни». Надо наладить отношения с Союзом театральных деятелей — возрождать театральное дело. А то муниципальных театров у нас всего три: один в Карасуке и два в Новосибирске, остальные — народные. Бердск и вовсе без единого театра на 100 тысяч человек. Обязательно надо поднимать библиотеки, которые давно перестали быть центрами чтения и стали центрами общения и развития. А директора наших областных библиотек — это потрясающие менеджеры, люди-магниты, настолько активно работающие с областью, что жизнь там просто кипит. При Областной юношеской библиотеке есть Лига молодых библиотекарей и Ассоциация молодых работников культуры, которые объединяют вокруг себя весь регион. Вот с кем и с чем надо работать и кому надо помогать! Вот где наш главный потенциал.

Уверены, что справитесь?

Ответственность, конечно, большая, но я осмысленно сделал этот шаг и приложу все усилия, чтобы оправдать надежды всех, кто в меня поверил и поддержал. Я очень люблю свою работу, а, как известно, все, что мы делаем, — мы делаем правильно.